От простого к сложному, от крепленого к сухому


 

 

Украинский рынок вина меняется. Вместо огромного количества крепленых и десертных виноградных напитков появляются сухие вина, если не полностью, то частично подтвержденного происхождения.

 

Авторская  рубрика винодела Роберта Гулиева

Украинский рынок вина меняется. Вместо огромного количества крепленых и десертных виноградных напитков появляются сухие вина, если не полностью, то частично подтвержденного происхождения. Это самая оптимистичная новость на фоне общих статистических данных о беспрецедентном падении спроса на отечественные продукты брожения винограда. Сокращение производства произошло не сегодня и не вчера. Первый обвал случился в 2011 году, когда с высоты 28231тыс. дал отрасль упала до 16763тыс. дал. Тогда впервые заговорили о катастрофе, но, присмотревшись, успокоились. Производство столовых сухих вин снизилось на 1,6%, а десертные и крепленые – потеряли 66% своего объема. Это были не просто цифры, а статистика, подчеркнувшая тенденцию. Сегодня она уже не вызывает сомнений. Можно сказать, что меры, принятые совместными усилиями сторонников качественного виноделия, правительственным и отраслевым менеджментом, сработали. Новая политика в отношении акцизных сборов на спирт-ректификат, реальное, а не формальное, как случалось раньше, объединение производителей, разделяющих мировые профессиональные принципы, введение минимальных розничных цен на вина… Все эти и другие меры очистили рынок от скверны шмурдяков. Теперь центр конкурентной борьбы сместился от низких ценовых сегментов на средние. С позиций внутреннего рынка – на международные, поскольку вина всех континентов выстроились в ряд на полке с разбегом цен от 35 до 55 гривен.
В этой ситуации одни производители принялись клеймить зарубежных конкурентов, пользуясь старыми приемами о вечном превосходстве всего нашего над импортным. Другие высказывают сожаление о напрасно открытых дверях украинского рынка. А что же говорит потребитель? Он вполне доволен, получив возможность за небольшие деньги наслаждаться винами из всех уголков планеты. Конечно же, наши зарубежные коллеги за 35 гривен предлагают то, что у нас стоит 28, но суть не в единичных сопоставлениях.
У нашего виноделия есть перспектива, в случае, если мы будем продолжать двигаться в направлении мировых правил. В каждой стране свое вино люди пьют больше, чем импортное. Есть даже понятие – продуктовый патриотизм. Может, он объясняется генетической настройкой организма, может, культурными и бытовыми укладами. Главное, карт-бланш национального доминирования у нас есть. Важно только не потерять его, высаживать виноградники, улучшать качество вина и вырабатывать европейскую традицию питания. Мне очень приятно, что именно сейчас в среде ведущих украинских виноделов родился проект создания бренда «Украинское вино».
Он, безусловно, консолидирует отрасль вокруг базовых принципов, одинаковых на всех континентах, где выращивается виноград. Но создание национального бренда процесс длительный. Многие страны шли к нему десятилетиями. Ведь речь идет не о смене вывесок, а о новых формах сельскохозяйственного производства, при котором природа и общество получают только выгоды.
Правильно поставленное виноделие способно улучшить экологию регионов, обеспечить занятость людей, способствовать повышению культуры быта и борьбе с алкоголизмом. Из алкогольной сферы, к которой мы традиционно относили вино, нам предстоит сделать его продуктом питания, то есть полезным, природным и сочетающим питательные и эстетические ценности.
Таковы планы винодельческого сообщества. Наивно представлять, что они осуществятся без препятствий, борьбы интересов и философий. Но я всегда считал, а с годами только убеждаюсь в своей правоте, что на все проблемы отрасли нужно смотреть глазами потребителя. Будет ему по карману, вкусу и уровню престижа отечественный продукт, значит, мы, виноделы, идем в нужном направлении.
На мою страницу в Facebook приходит много вопросов о вине вообще и о моем, в частности. Не всегда это только комплименты. Иногда люди, привыкшие к сладким и крепким напиткам, просто не могут объективно оценить другой уровень качества. И в этом тоже виноваты производители, десятилетиями приучавшие народ к сахару и спирту. Поэтому сегодня виноделы меняют не только объективные показатели и стандарты, но и социальную среду, а с ней и ментальность. Если раньше вино было напитком преимущественно старшего поколения, как во Франции, то сейчас им активно интересуются женщины всех возрастов и многие молодые люди. Это означает, что мы стоим на пороге огромных перемен в потреблении. Рассеются тучи кризиса, и люди захотят получать от жизни больше впечатлений и удовольствий. И неминуемо возрастет спрос на напитки, удовлетворяющие такие запросы. Тогда все будет зависеть от способности винодельческого сообщества придать бренду «Украинское вино» новый ассоциативный ряд – богатство и щедрость нашей солнечной страны, тепло морских берегов, где отлично чувствуют себя лоза и люди. Вино не предполагает уныния. Увидев на крыше дома человека, готового спрыгнуть и покончить с собой, поднесите ему бокал шампанского – и он передумает. Потому что в кризисные периоды нам обязательно нужен мировоззренческий импульс. Посмотрите, у нас есть все, чтобы быть счастливыми и делать вино для прекрасных поводов.

Роберт Гулиев

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!