Код змеи, или Как сертифицировать алкоголь в Америке?


 

 

 

Нацелившись на зарубежные рынки, производитель сталкивается с различными проблемами, связанными с наличием определенных стандартов для импорта в каждой из отдельно взятых стран. Пока изготовители их исследуют, расскажем о Tax and Trade Bureau Laboratory, занимающейся анализом напитков и табака, поступающих в США. В этой организации побывал представитель Drinks+ во время посещения Америки по программе SABIT.



Итак, если принято решение поставлять напитки (и табачные изделия) в Штаты, производитель подает заявку на получение сертификатов вместе с образцами, которые попадают в данную лабораторию. Здесь их исследуют на соответствие правилам и требованиям США. Сразу отметим, некоторые отдают свою продукцию на анализ у себя на родине, но для работы на рынке Штатов это имеет смысл, только если лаборатория, их проводящая, аккредитована ТТИ. Да и то, не всегда ее результаты будут приняты к сведению. Кстати, доимпортная оценка продуктов включает не только анализ внутреннего содержимого, но и этикетки (а иногда и бутылки). В D+ №7, 2012 мы уже писали, как важно правильно оформить тару для экспортируемой продукции, так вот именно Tax and Trade Bureau Laboratory занимается этой оценкой. Напомним, что каждый алкогольный напиток должен иметь утвержденную этикетку (исключения разрешаются для дегустаций и выставок). Если все сделать правильно, то можно стать одним из 125 тысяч счастливчиков, которые ежегодно получают от лаборатории утверждение этикетки для вина, пива и крепкого алкоголя.

Векторы, спектры
и коды

Оценка и утверждение этикеток – это одна из составляющих исследования. В целом же, существует три основных направления работы лаборатории: сертификация той продукции, продажи которой только планируются; выборочная проверка уже присутствующего импорта и анализ местных алкогольных и безалкогольных напитков. Стоит отметить, что те напитки, которые столетиями производятся и не одно десятилетие завозятся, как, например, ирландский виски, лабораторного исследования избегают. Хотя существует также плановый анализ, когда в случайную выборку могут попасть и эти напитки. В год таким образом проверяется порядка 600 образцов.
Итак, что анализируется? В первую очередь, безопасность для здоровья. Каждый образец подвергается глубокому комплексному разбору на содержание пестицидов, тяжелых металлов и других веществ. В случае обнаружения в напитке «левых» компонентов, для исключения ошибки берутся дополнительные пробы. И если нарушение признано систематическим, лаборатория уведомляет производителя или импортера. Если вопрос связан с риском для здоровья, то поступления продукта в страну блокируются и уведомляются производитель, импортер, посольство и таможенная служба. Риск определяется количеством содержания вещества. Допустим, медь является одним из компонентов вина, но если ее  содержание превышает определенный лимит, то напиток попадает в FDA, где выносится вердикт – быть напитку на рынке или нет. С этой целью в лаборатории установлено оборудование, определяющее 26 химических элементов и все тяжелые металлы.
Далее анализируется процентное соотношение алкоголя для налогообложения, и чем выше первое, тем выше и второе. И, наконец, соответствие представленного продукта той категории, к которой он себя причисляет. Кроме того, проверяется уровень заполнения бутылки. В федеральных нормативах печатаются все допуски, и по каждому товару есть стандарт идентификации. И если вы хотите экспортировать свой продукт в США, убедитесь, что вы знакомы с этими стандартами. Впрочем, наказывать за недолитую бутылку особо не будут, это нарушение не считается критическим. Вам просто пришлют уведомление.


Еще один крайне любопытный проект – определение географической принадлежности. Делается это с помощью анализа тех самых тяжелых металлов, содержащихся в продукции. Проект касается в основном американских аппелласьонов: долины Напы, долины Сонома, Русской долины и др. Процесс составления базы данных крайне затруднителен, так как необходимо получать аутентичные пробы из конкретных регионов. Несмотря на то, что именно лаборатория регулирует винодельческую отрасль, ее сотрудники не могут просто постучаться в дверь к производителю и потребовать: «Дайте нам для анализа пробу» (вот она американская демократия!). Виноделов уговаривают. Разъясняют суть проекта. Пытаются объяснить, что этот тотальный контроль выгоден для них самих. В лаборатории утверждают, что уговоры обычно срабатывают.


Помимо географической базы, здесь составляют еще и сортовую. Следующее направление – это программа по определению сортов винограда в вине. Как это делается? Например, большинство красных вин имеет одни и те же компоненты, но разнится их содержание. И благодаря оборудованию лаборатории исследуется их количество, а с ним выявляется и сорт. Напомним, что по законам Штатов, если вино названо по сорту винограда, то соответствующий сорт должен составлять минимум 75%.
У Tax and Trade Bureau Laboratory существует еще одно интересное направление работы – это реакция на жалобы потребителей. Например, сигнал: поступило на рынок пиво, в котором что-то плавает. Выяснилось, что при нанесении краски она каким-то образом попала внутрь. Как оказалось, это не системная проблема, – в продажу поступили одна-две бутылки с дефектом. Так что производитель уведомлен, и на этом поставлена точка. Потребитель может и в дальнейшем обращаться к производителю, но лаборатория после написания отчета в диалог «производитель-покупатель» не вмешивается. А еще в лаборатории есть криминалисты. Агенты занимаются выявлением фактов контрабанды и фальсификации. Поэтому лаборатория тесно сотрудничает со всевозможными федеральными органами всех штатов, а ее сотрудники часто выступают с экспертными оценками в судах.

 Главная роль – контроль

Переняв опыт Международного олимпийского комитета, в Tax and Trade Bureau Laboratory стали использовать масс-спектрометры, которые в МОК применяют для выявления допингов и стероидов. В налоговой же лаборатории их задействуют для определения сельскохозяйственного источника спирта (рис, картофель, зерновые…). Например, рисовое вино – продукт, называемый вином, но облагаемый пониженными налогами, как пиво. Но если оно крепленное спиртом, то тогда налог взимается как с крепкого алкогольного напитка. И вот чтобы определить, крепили вино или нет, его пропускают через ионный спектрометр.  
Газовый хромотограф выявляет высшие спирты. С его помощью определяют их тип и класс. Например, в процессе производства спирты для водки должны быть догнаны до 95 градусов, тогда сивушные масла содержатся в них в минимальном объеме. Если же их больше положенного, значит, продукт в процессе перегонки не достиг 95%. Следовательно, это, по законам США, водкой назвать нельзя.
А вот с виски ситуация прямо противоположная. В нем запрограммировано повышенное содержание сивушных масел. Если же в процессе анализа их мало, лаборатория выносит вердикт: «не виски», случается, как вариант, – водка с карамельным ароматизатором. Объединенные хромотограф и масс-спектрометр определяют наличие пестицидов, туйона, кумарина, ацерона и других запрещенных веществ. Прибор доводит жидкости до газообразного состояния, они возгоняются и легко выявляются составляющие.


Жидкий хромотограф, соединенный с масс-спектрографом, действует так: в него загружают образец алкогольного напитка, перегоняют и разделяют на частички, что позволяет распознать содержание какого-либо вещества при его очень низкой концентрации – 1 к 1000000.
Спектрофотометр служит для анализа пива. Хмель отвечает за горечь в напитке, поэтому, чем меньше последней, тем, соответственно, ниже содержание хмеля. В таком случае напиток должен называться «пивным», а не пивом.
Капилляроэлектрофорез превращает в ионы заряженные частички компонентов алкоголя. Таким образом анализируются органические кислоты, в том числе одна из наиболее важных – винная. Ее наличие свидетельствует об использовании винограда при производстве напитка.
Плотностимер – устройство, определяющее количество спирта (вот «виновник» налогооблагающей шкалы). Берется алкоголь, заливается в специальную водяную баню, чтобы добиться одинаковой температуры. Проводится дистилляция, собирается спирт, выравнивается температура и измеряется плотность. Это наиболее точный метод по определению количества спирта.

Технический прогресс иногда приносит стресс

Как-то один производитель подал заявку на утверждение этикетки для «змеиного вина». Но ее не пропустили, причем одновременно по трем причинам. Во-первых, в напитке содержание спирта превышало 20% – значит, это уже не вино. Во-вторых, на этикетке декларировались лечебные свойства: якобы, содержимое помогает от ревматизма и повышенного потоотделения, то есть, полезно для здоровья. Но такие заявления не допускаются на этикетках алкогольных напитков. И, в-третьих, змея в бутылке – кобра, занесенная в Красную книгу. А, как вы понимаете, редкие и исчезающие представители флоры и фауны не должны быть использованы в напитках и для прочих слабостей человечества. Кстати, обычно химики лаборатории пробуют образцы на вкус, но этот им дегустировать не позволили.


Еще одна проблемная заявка – мескаль со скорпионом внутри бутылки. Сначала заявителю отказали,  мол, скорпион – это компонент, не пригодный к употреблению в пищу. Но производитель предъявил доказательства обратного: конфету со скорпионом, продающуюся на территории Калифорнии, книгу о том, как люди едят паукообразных, а также видео из одной нью-йоркской гостиницы, где шеф-повар добавляет скорпионов в определенные блюда. Итог «дискуссии»: разрешение на продажу было получено.
Еще одним выдающимся случаем из практики лаборатории стала оценка «Золотого ликера», сообщающего на этикетке, что напиток содержит золото. Есть в лаборатории специальное оборудование и для анализа на драгметаллы. В бутылке, правда, золота оказалось чуть-чуть, но оно там-таки было.
Не устроило американцев и количество водки: не подпадающий под правила Штатов объем бутылки  «Столичной» сыграл роль пограничного шлагбаума. «Водка отличная, – признали в лаборатории, – но она подана на анализ в объеме 0,7л, а это не стандарт». Поэтому на территории США «Столичная» может быть представлена лишь в утвержденном Штатами объеме. Так что, если вы соберетесь поставлять вино или крепкие спиртные напитки на рынок Америки, побеспокойтесь, чтобы и бутылка соответствовала требованиям страны.

Если вы решите завозить сидры, учтите, что категория эта довольно любопытная, так как сидр крепостью свыше 24% считается уже крепким спиртным напитком. Если же там всего 0,5% спирта, то он классифицируется чуть ли не как безалкогольный напиток (0,5% - нижняя черта). Возникает вопрос: обкладывать категорию налогом как пиво или как вино? Поэтому с сидром вопрос решается в индивидуальном порядке.
Экспортируя бирмиксы, помните, что не все ароматизаторы одинаково легитимны во всей большой Америке. К примеру, пивной напиток с кофеином является персоной нон грата в 14 (!) штатах.

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!