Март. Рынок игристого. Взгляд эксперта


Мы продолжаем серию публикаций, посвященных импортному алкоголю. Эту подачу посвятим игристому во всех его проявлениях – французскому шампанскому, итальянскому spumante, немецкому sekt, испанской cava. Так как, согласно международным правилам, общепринятая у нас дефиниция – «шампанское» может применяться только к продукции, выпущенной в провинции Шампань, далее я буду использовать термин «игристое» при упоминании украинского продукта.

 

Aвторская рубрика Юрия Наумчука

Начнем с того, что рынок игристого является самым консервативным для Украины. На то есть масса причин. Во-первых, сама традиционная культура потребления предусматривает определенную периодичность – это, прежде всего, Новый год и 8 Марта. В связи с этим переключение потребителей от марки к марке происходит не так уж часто,  поскольку не часто само потребление. Во-вторых, существует ярко выраженная региональная лояльность: в центре Украины предпочитают игристое от Киевского завода, на востоке – от Артемовского, в южных областях – от Одесского, а в Крыму – от крымских производителей. Связано это с тем, что еще во времена Советского Союза каждый из вышеперечисленных заводов поставлял свою продукцию из года в год в одни и те же области, согласно госраспределению, – поэтому лояльность привита целым поколениям.
 И, в-третьих, рынок игристого по объемам гораздо меньше водочного, коньячного, винного –  как в натуральном, так и денежном выражении – и, как следствие, производители игристого не могут позволить себе такой рекламной и маркетинговой активности, как их коллеги из упомянутых сегментов. Поэтому покупатель «мигрирует» от марки к марке не так активно, как это, например, происходит в вине.
На данный момент  лидером среди украинских производителей является Артемовский завод шампанских вин. Отобрав пальму первенства в 2010 году у КЗШВ, он старается удержать  позиции, увеличивая свою рыночную долю. Несмотря на все упомянутые факторы, и рынку игристого присуща тенденция, аналогичная другим сегментам алкогольного рынка. Внутренний рынок падает, а объемы импорта растут.
Как видим, есть устойчивый рост потребления. И пусть абсолютные цифры не велики, относительные впечатляют – минимум 40% прироста ежегодно за последние 2 года. Если рассмотреть в разрезе 5 лет, то отечественные производители потеряли более 20% в объемах реализации, в то время, как импорт нарастил 40%.
В чем же секрет таких метаморфоз? Многие связывают падение внутреннего рынка с тем, что игристое – продукт праздничный, присущий радостным настроениям. А в связи с тем, что в обществе превалируют «депрессивные»  настроения, вызванные, прежде всего, экономической ситуацией и политической нестабильностью,  – потребитель переключается на более прозаичные напитки – прежде всего, водку. Возможно,  занимающие такую позицию аналитики отчасти правы, но то, что рынок водки тоже уменьшился – мы с вами видели. И почему тогда растет рынок импортируемого игристого? Ответ становится понятен, если рассмотреть более подробно, откуда и какой продукт завозится в Украину (млн литров).
Итак, мы видим, что бесспорным лидером является Италия. Ответ очень прост – из Италии к нам приезжают такие полюбившиеся напитки, как Asti и стремительно набирающий популярность Lambrusco. Оба близки нашему потребителю, потому что обладают природной сладостью. Ведь ни для кого не секрет, что более 80% продаж украинского игристого – именно полусладкое.  Но, в отличие от значительной части образцов украинского продукта, в итальянском сахар природного происхождения – он формируется, исходя из особенностей сорта и сбора винограда. В то время как у нас принято добавлять ликер, который и придает сладость.  Количество приближенных к классическим игристым Prosecco составляет менее 20% от всего ввозимого игристого из Италии.
Молдова и Грузия тоже поставляют в Украину преимущественно полусладкое игристое. В то время, как Франция, Испания, Германия ориентируются на сухое либо брют.
 Резюмируя все вышеперечисленное, можно сделать следующий вывод: игристое стали потреблять несколько меньше. И, возможно, это связано с упадком в общественных настроениях. Но в то же время заметно растет потребление более качественного продукта  (АЗШВ, Asti и других известных импортируемых марок) и, как следствие, более дорогого. Это так понятно: потребитель становится грамотнее, более взыскательным. И, конечно же, так хочется украсить праздник действительно качественным, достойным и изысканным напитком!
 Пейте только качественный алкоголь и получайте от этого удовольствие!

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!