Кому конкурсы нужны, для кого они важны?


 

В мире что ни месяц, то конкурс – региональный, международный, винный или по крепкому алкоголю, специализированный по сорту или, как в «Новом Свете», по игристым… Поработав членом жюри нескольких таких competitions и продегустировав на них сотни вин из разных стран мира, однажды я задалась вопросом: что дает конкурс производителю? Причем, как получившему, так и не получившему медаль.

Казалось бы, с победителями все предельно ясно – медаль на бутылке предполагает хороший маркетинговый эффект. Но только не в глазах нашего Потребителя, наших – так просто не возьмешь: ни заслуги в Лондоне или Бордо, ни именитые MundusVini и Mondial de Bruxelles, ни любой другой признанный в мире конкурс для украинцев – не авторитет. И дело не в том, что у нас – другие авторитеты, но, в первую очередь, в глобально низком уровне знаний. Глобальных знаний, опять же – о вине и о винных конкурсах, в частности.  Я провела небольшой опрос среди знакомых, не относящихся к винному миру, и ответы оправдали мои опасения. Да что говорить, когда многие сомелье не осведомлены о том, что такое, например, Mondial de Bruxelles. Decanter – да, место в ТОПе Wine Spectator – еще в курсе, а вот победа напитка, скажем, на Chisinau Wines & Spirits Contest – даже у сомелье вызывает вопросы. А ведь последний – один из немногих в Европе конкурсов, проходящих стабильно под эгидой OIV. И эта оценка как раз дорогого стоит.


В то же время в Европе ситуация значительно оптимистичнее. Даже потребители (это уже не личные расследования, а реальная статистика) акцентируют внимание на медалях, так как их наличие позволяет сориентироваться в выборе: если это «золото» от MundusVini, то нет надобности долго раздумывать – можно брать! Но и здесь имеет смысл отметить фактор региональности. Так, лондонские конкурсы в большей мере ориентированы на британских же потребителей, континентальные понятнее европейцам, на американскую публику влияют награды San Francisco World Spirits Competition, а на украинскую – даже затрудняюсь определиться… Допускаю, что на некую ограниченную (возможно, даже во всех смыслах слова) аудиторию может повлиять такая метка, как, скажем,  «Вибір року» или «Бренд года». Хотя сам по себе отбор товаров, признаваемых лучшими, порой вызывает «смутные сомненья», но организаторы распиарили премии так, что неискушенный и восприимчивый Потребитель, принимая решение о покупке,  впечатляется значком на товаре. Таким образом, логичен вывод: реклама – двигатель и торговли, и конкурсов как с точки зрения повышения значимости их знака на бутылках, так и с позиции привлечения участников. А так как информации, по явному упущению организаторов, о международных конкурсах у нас мало, – как и информации о том, насколько они важны, – вот наши эксперты и «плавают» в этой теме.
Вопрос следующий – значимость для самих участников. Чтобы ее определить, первостепенная задача – выяснить, что же составляет «вес» конкурса. Для винных, вне зависимости от места проведения, существует важный фактор – OIV. Если конкурс проходит под эгидой International Organisation of Vine and Wine, это уже свидетельствует о его высоком уровне. И объясню, почему. К примеру, за молдавским Chisinau Wines & Spirits Contest представители OIV наблюдали пять лет, прежде чем взять его под свое крыло. Пять лет они внимательно следили за соответствием всем требованиям, нормам и правилам: процентному соотношению иностранных членов в жюри, их беспристрастности и профессионализму, количеству присужденных медалей, которое не должно превышать 30% и т.д. В итоге, в 2009 году Chisinau Wines & Spirits Contest обрел признание патрона. А это уже гарантия того, что награды, присужденные на конкурсе, – объективны.
Еще один фактор, удостоверяющий значительность патроната OIV, кроется в том, что благосклонности этой организации можно и легко лишиться. Так, украинский «Золотой Грифон» в 2012 году проходил уже без протекции International Organisation of Vine and Wine (причины оставим «за кадром»). А на 2013-й только 21 конкурс попал в списки (таблица 1). И украинских там нет. На территории постсоветского пространства OIV патронирует только Chisinau Wines & Spirits Contest.
Впрочем, случается, некоторые конкурсы, набрав вес среди профессионалов рынка, выпорхнули из-под крыла международной организации. Так, MundusVini и Concorso Enologico Internazionale Vinitaly в этом году проходят самостоятельно, выйдя из-под опеки по собственному желанию.


Так что же все-таки означает участие в подобных мероприятиях для производителя? Как я уже говорила, если брать в мировом масштабе, это – мощный маркетинговый рычаг. Если смотреть в масштабе отдельно взятой страны винных неофитов, то, пожалуй, это – практически ничто. Впрочем, кое-какой смысл имеется в том, что знаками и наградами авторитетных конкурсов интересуются украинские компании-импортеры: они должны быть уверены в качестве продукции, а награды конкурсов – тому гарантия.
На самом деле, участвуя в таком профессиональном мероприятии, даже безотносительно наград и медалей, каждый винодел сдает своеобразный экзамен и параллельно создает себе промо. Важно и то, что участие позволяет ему понять, взять на заметку, какие вина актуальны в данный момент (например, ранее – более насыщенные, нынче – легкие и элегантные). Ведь в комиссии – разноплановые эксперты: энолог-технолог, винный журналист, представитель компании виноторговой или консалтинговой и т.д. Общим мнением, выраженным в выставленной комиссией оценке, они вырисовывают и общую картину.
Еще один плюс: винодел может заявить в своей рекламной кампании, что его вина участвовали в международном чемпионате. А это уже само по себе – весомый аргумент в его пользу, заявка на уверенность в качестве собственной продукции. Возможно, не все знают, но дело в том, что первоначально образцы проходят лабораторную экспертизу по 40 параметрам (в Украине оценивают по 13), и только после проверки напитки попадают на стол жюри. Таким образом, только тот факт, что образец прошел комиссию, уже многое значит. Это само по себе сигнал: рекомендовано профессионалами.
Кроме того, важно, что, выходя на международные конкурсы, винодел выходит и на новые рынки. Пусть теоретически. Но, невзирая на возможные слабые стороны образца, его создатель демонстрирует свое произведение мировой общественности. Уже самим фактом участия заявляя: «Я есть, я стремлюсь к качеству, мое вино честное, настоящее». Ну а с победой и признанием жюри – это уж как повезет.


Меня, к примеру, даже настораживают те виноделы, которые не проявляют сегодня активности в конкурсных программах. С моей, возможно, бескомпромиссной точки зрения, только зная, что с его вином что-то нечисто (не честно), производитель недешевого вина пренебрегает подобными мероприятиями. Затраты на участие не столь высоки. Реноме же винодела это повышает однозначно. Впрочем, если он без амбиций, выпускает массовый продукт и ориентируется исключительно на местный рынок, вот тогда ему конкурсы действительно ни к чему. Как правило, в особых тестингах качество подобных вин не нуждается…
В случае, если все же готовность блеснуть перед мировым сообществом возникает, можем порекомендовать европейские: MundusVini, Concorso Enologico Internazionale Vinitaly и Mondial de Bruxelles, в чьей объективности D+ не сомневается, т.к. наши журналисты сами вот уже который год входят в жюри данных конкурсов и могут со всей ответственностью засвидетельствовать и их объективность, и уровень. Если же существуют вполне объяснимые  опасения выйти на мероприятия столь глобальные и масштабные, рекомендуем стартануть с неоднократно упомянутого Chisinau Wines & Spirits Contest. Он также проходит на высоком профессиональном уровне. В комиссии – делегаты разных стран, включая Мастеров вина. Ориентирован конкурс на рынки стран бывшего СССР и близлежащих – Чехии, Венгрии, Словакии, Румынии. Так что если вы опасаетесь конкуренции со стороны Франции, Италии, Испании и Нового света, кишиневский конкурс как раз то, что нужно. И протестируют в соответствии с мировыми требованиями, и зарекомендуете себя перед международным сообществом. Для более четкого представления, думаю, стоит привести перечень вин, заслуживших одобрение членов жюри.


В таблице 2 видно, что подавляющее количество наград пришлось на молдавские вина, но это вполне логично – причем исключительно с точки зрения арифметики. Если конкурс проходит в Украине, то большая часть образцов будет украинскими, в Чили – чилийскими, а в Болгарии – болгарскими… Разумеется, в свою очередь это влияет и на процентное соотношение медалей.
Возможно, и стоило бы призвать отечественных производителей нацелиться на мировые конкурсы, организовать это движение, помочь, подтолкнуть, но, как показала многолетняя практика D+, дорога легендарного Данко – стезя  неблагодарная. Впрочем, и украинские виноделы – правда, в единичном числе – раз от раза мужественно выставляют свою продукцию на конкурсы. А есть среди них и те, кто заслуженно награды получает, причем не за мужество – за качество! И именно им поем мы песню…

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!