Украинское шампанское. Станет ли брендом или исчезнет с нашего рынка?


Для украинских производителей шампанского настали новые времена. Мы последними из виноделов сталкиваемся с проблемами рынка, где производство тихих вин сократилось вдвое и конкуренция с иностранными компаниями достигла высшей точки.

 Теперь игристые вина всех континентов занимают  заметное место на полках ритейла, хотя совсем недавно единственным конкурентом здесь была Молдова. Маркетинговая активность зарубежных компаний накладывается на растущую стоимость шампанских виноматериалов, бутылок, пробок и прочей атрибутики оформления. Происходит постепенное, но устойчивое сближение отечественных и зарубежных уровней цен. На этом фоне четко обозначились две главные проблемы производства игристых вин в стране. Во-первых, необходимо существенно увеличить сырьевую базу. Во-вторых, закрепить бренд «Украинское шампанское» за отечественными предприятиями. Обе задачи решаются непросто. Два десятилетия отечественные компании подпитывали производство игристых вин импортным сырьем. Это был единственный способ удовлетворения растущего спроса. Ежегодно рынок увеличивался на 5-10%, а виноградарство, которому требуется 5 лет для симметричного реагирования, не могло предоставить виноделам соответствующие объемы. В 2009 году рынок обвалился, и диспропорции между малыми площадями виноградников шампанских сортов и большими запросами производителей, казалось бы, должны были сравняться. Но нет. Возьмем статистику 2010 и 2011 годов, наиболее трудных для виноделия. Рынок тихих вин потерял 41%, игристых только 10%. Но высвободившиеся ресурсы не перешли в сферу производства игристого вина, и компании продолжали закупать их за рубежом. Потому что виноматериал для игристого – продукт особый. Стремление не отстать в качестве побуждает наших шампанистов к щепетильности в подборе виноматериалов.  Тренд может быть положительным, если мы сумеем увязать его с конкретными шагами по созданию сырьевой базы  шампанского производства как отдельного сегмента виноградарства. Чтобы  сорта винограда, сроки уборки, технологии прессования и ферментации  ориентировались именно на этот сегмент. Дело не только в утилитарном значении сырьевого ресурса. Собственные виноградники нужны нам для подтверждения правового статуса украинского шампанского, весь цикл производства которого должен происходить в рамках границ страны, а еще лучше – в конкретных винодельческих регионах. Для достижения этой цели немало сделано производителями. Мы либо сами выращиваем виноград, либо стимулируем рост его площадей через рыночные механизмы. Но не хватает правовой и финансовой основы для  масштабных перемен в этой сфере. Почти все винодельческие страны стимулировали развитие виноградарства через льготное кредитование, освобождение от земельных налогов, адресные государственные субсидии и т.п. Даже в такой богатейшей стране, как США, государство поддерживает виноградарей. Американцы вообще ревностно относятся к своему виноделию.

На ужине по случаю инаугурации президента Барака Обамы подавали калифорнийское шампанское. Событие послужило поводом вновь поднять в прессе тему незаконного использования названия французской провинции на американских этикетках. Но американцы жестко стоят на своей позиции, дескать, мы пишем California champagne, а не просто «шампанское». В 2006 году США подписали с Евросоюзом соглашение, запрещающее американским производителям игристых вин называть свои продукты «шампанским». Но документ не имеет обратной силы, поэтому не распространяется на бренды, существовавшие на рынке до 2006 года. Получилось, что французы сдали американским брендам, вроде Korbel, неплохие козыри для игры на североамериканском рынке. Новые бренды шампанского не появятся, а французские проигрывают в цене. Ведь даже на президентском уровне подавали кюве за 14 долларов!
Это лишь небольшой фрагмент из двадцатилетней полемики, которую ведут французские и американские производители шампанского. Хороший пример для украинского истеблишмента, как отстаивать свои интересы. Отечественная технология производства украинского шампанского основывается на ином сортовом составе винограда. Мы используем не только Шардонне и Пино, как французы, но и Ркацители, Фетяску, Рислинг, Каберне Совиньон по белому способу. И традиция отечественного напитка с названием французской провинции возникла не сама собой, а имеет долгую и противоречивую историю. Было бы ошибкой отказаться от нее, ничего не получив взамен…

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!