Винодела приоритеты – соцсети и гаджеты


 

 

Конечно же, данное деление условно, но, с точки зрения восприятия прогресса, современные виноделы представляют собой своеобразную триаду.

Первая группа работает традиционно. Как и 30-40 лет назад, она производит свое вино, по мере старения обновляет оборудование, иногда экспериментирует с сортами и т.д. Эта категория своего рода центристов. По левую и правую сторону от них: ударившиеся в мистику биодинамики или бытовую магию органики, а также их  кардинальная противоположность –  шагающие в ногу с прогрессом изготовители. Их винодельни подобны сюрреалистическим фантазиям Дали, оборудование сродни применяемому при запуске космических кораблей, а вина, по большей части, представляют собой хороший коммерческий продукт. Но ни одна из этих групп, вне зависимости от восприимчивости к новациям, не избежала  всемирной паутины и внедрения  в программы для смартфонов и других гаджетов. У кого-то просто сайт, другие выпускают собственные приложения для айфонов, плюс ко всему практически у всех есть странички в социальных сетях.

 

Как-то раз мне попались на глаза рассуждения представителя одного американского консалтингового агентства по поводу того, что нынешние маркетологи уделяют соцсетям мало внимания, а ведь нынче они являются едва не основными двигателями торговли и продвижения вина. Рассуждения вполне логичны и особенно касаются популяризации этого напитка среди молодого поколения – главного пользователя социальных сетей. Но давайте глянем глубже: что продвигать мелкой винодельне? Как много событий там происходит? Урожай, иногда место в рейтинге и изредка – именитые гости. По сути, 4-5 новостей, которые невозможно долго и много обсуждать на страницах  Twitter, Facebook, LinkedIn и LJ. Другое дело, виноторговые компании, имеющие обширное поле деятельности благодаря разномастному и не маленькому портфелю. Вот они-то действительно обязаны активнее брать в оборот возможности соцсетей. Грамотно построенное медийное продвижение, ориентированное на психологическое восприятие, способствует повышению популярности продукта, а с ней и росту продаж. Параллельно свое мнение (увы, порой граничащее со словоблудием) на просторах Интернета высказывают и винные критики, для которых соцсети стали отличной площадкой для самореализации и заработка. А некоторых из них – критиков – превратили в инструмент для того самого медийного продвижения. Важно и то, что социальные сети дают возможность высказываться и простым обывателям, а запостивший материал, новость или фото пользователь (критик, виноторговая компания или производитель) ценит количество поставленных «лайков» и комментариев. Хотя они и засоряют пространство, но эффект дают немалый (рекомендую почитать о Stormhoek, Джейсоне Кормане и Хью МакЛеоде).
Соцсети, в свою очередь, благодаря всевозможным приложениям внедрены в различные гаджеты. И это еще один вопрос, связанный с современными методами продвижения вин, повышения культуры винопития и возможности быть в курсе всех событий. Но и, безусловно, винные приложения для смартфонов действуют не только в связке, но и отдельно. Следующие примеры касаются защиты продукции от подделок, и их подлинность контролируется благодаря всевозможным программам для гаджетов.


Резкий скачок роста подобных разработок связан с повышением количества фальсификата. Особенно это касается китайского рынка, где безопасность стала камнем преткновения для виноделов. С одной стороны, Китай – кладезь для производителей, с другой, нигде так на распространены подделки, как в Поднебесной. Впрочем, имитировать все подряд никто не будет, поэтому проблема затрагивает только best of the best.
Наиболее интересный пример у Allegrini (Вальполичелла). Бутылки этого производителя снабжены информационными аудиометками, которые считываются «экокодером». Помимо того, что это, выражаясь современным сленгом, «прикольная фишка», так она еще и гарантирует приобретение Amarone, Soave и Valpolicella от Allegrini, а не от подражателя. Цимес же проекта в том, что можно услышать о винодельне и вине от самой владелицы – именно ее голосом вещает бутылка.
Пример, без сомнения, любопытный, но вряд ли будет иметь успех, совсем другое дело Bubble-код и иные альтернативные идентификационные коды, считываемые смартфонами. Подделать их сложно, поэтому производители все чаще именно таким образом пытаются обезопасить себя от риска оказаться в ряду фальшивок, ну а для потребителя возможность считать с бутылки информацию на смартфон – и забава, и гарантия подлинности. Bubble-код применяют Chаteau Margaux, Chateau Palmer, Chateau Montelena и Chateau Canon La Gaffeliere. Он представляет собой пластиковый ярлычок-бирку, клеящийся на горлышко. На бирке код из букв и цифр, изображение пузырьков газа и некоего узора. И с помощью гаджета покупатель может проверить подлинность, введя код с бутылки на сайте производителя. Далее все просто: на экране видишь картинку с пузырьками и играешь в игру «найди 10 отличий». Если не получилось – бутылка подлинная.


Для вин хозяйства Chаteau Beychevelle, а также Castel group, Le Cercle Rive Droite, Barton & Guestier используют технологии компании Tesa Scribo. Принцип схож: полимерная этикетка, клеящаяся под фольгу и снабженная различными, считываемыми телефоном характеристиками.
Существуют еще и сканеры штрих-кодов винных этикеток – IntelliScanner Wine Collector – позволяющие считывать с вина информацию и переносить ее потом в компьютер. Применяются они не столько для гарантии подлинности, хотя и подразумевают таковую, сколько для создания собственного винного каталога. По крайней мере, именно так позиционируется технология. В этом же русле работает и Snooth Wine Pro App от Snooth. Приложение помогает распознавать этикетки, сравнивая их с базой данных, в которой содержится обилие информации о внушительном количестве вин. Последние примеры, как и шестизначный цифровой код с дополнительной седьмой контрольной цифрой L-Win от британской электронной биржи Liv-ex подразумевают, повторю, и защиту, и доступ к информации о винах из различных каталогов.
Выше был описан Bubble-код, пользоваться которым несколько обременительно, т.к. его надлежит вводить вручную, а Cor.kz Wine Info предлагает фотографировать штрих-коды, используя встроенную камеру iPhone и приложение для распознавания RedLaser. Войдя в базу данных, – а она содержит информацию о более чем 750тыс. вин, – можно выведать о напитке все: кто, что, откуда, сколько и с чем. Кстати, именно здесь существует возможность оставлять свой отклик, который автоматически запускается в приложения Cor.kz Wine Info на Twitter и Facebook.
Что ж, винные приложения для айфонов, андроидов и иже с ними, как и QR-коды на этикетках, отправляющих владельцев смартфонов на сайты компаний, сегодня на волне популярности. Применяют их, как и в случае со страничками в соцсетях, винодельческие и виноторговые компании, винные критики (или считающие себя таковыми), специализированные издания, компании, занимающиеся винным консалтингом. Какова их цель? Прежде всего, донесение информации о себе и своей продукции. Но так как «чистый» промоушн пользователя не интересует, приложения содержат массу разнообразной информации.
Выбор вина по таким приложениям осуществляется по принципу «покажите вино, и я расскажу, где оно производилось и какие у него особенности». С одной стороны, все элементарно: закачиваешь приложения и всегда в курсе миллезимов, рейтингов и т.д. Но загвоздка в том, что разные компании имеют разные же базы данных и какими бы обширными они ни были, всех изготовителей и всех вин, присутствующих на рынке, там нет. Так, The Berry Bros & Rudd Fine Wine Аpp (приложение от Berry Bros & Rudd, являющегося винным фондом) содержит каталог с описанием порядка 2тыс. вин. А Natalie MacLean Wine Picks & Pairings предлагается порядка 150тыс., но ограниченных предложением на территории Северной Америки – в США и Канаде.


Таким образом, получается, что если мое вино не попало в определенный каталог, то его пользователь пропустит? Кроме того, смущают и опции отзывов, которые включены в некоторые мобильные приложения. Во-первых, их количество. Например, на Cor.kz Wine Info их больше 100тыс., причем, как от экспертов, так и потребителей. Но, стоя перед витриной, будешь ли перечитывать хотя бы с десяток? Во-вторых, если, ища отзывы, попадаешь на пользователей с посредственными рецепторами, рискуешь купить такое же посредственное вино. Ведь даже на этикетке информация не вызывает доверия и «продвинутые» винолюбы сроду на них не ориентировались, что уже говорить о потоке мнений в приложениях и соцсетях?
Так что если и ориентироваться на кого, так, например, на Роберта Паркера. Мобильная версия сайта Robert Parker Mobile от eRobertParker создана для ярых поклонников таланта американского винного гуру. Следующий авторитетный критик – издание  Wine Spectator. Приложение Vintage Chart Plus App санкционирует доступ к журналу и позволяет получить в свое распоряжение обновляемую таблицу миллезимов. У Wine Enthusiast также имеется собственная версия для мобильных – Wine Enthusiast Guide App. Она интересна тем, что является обучающей, т.е. содержит, в том числе, учебное пособие и словарь терминов.
Поиск вин на украинском рынке предлагает интернет-проект VinoTag. В приложении для iPhone есть и каталог вин с описанием и оценками от модераторов ресурса, а также, что важно, рекомендации, что купить в каждом конкретном магазине. То есть, ориентировка идет на ассортимент наших винных бутиков. По такому же принципу – что и где купить – выстроена  версия мобильного сомелье iSimple от российской компании Simple. Находишь ближайший магазин и смотришь, какие позиции с какими характеристиками там присутствуют и подходишь к продавцу полностью подкованным. Группа компаний «Лудинг» (Россия) также запустила проект «Ваш сомелье» в рамках проекта L-wine. По сути, все приложения построены по одному принципу, и данное -– не исключение: таблица миллезимов, оценки, выставленные критиками конкретному вину, информация о винодельнях и т.д. Кроме того, есть раздел по сочетанию с блюдами и особенно с сырами. Им здесь выделена отдельная закладка.
Винный путеводитель от российского журнала «Афиша-Еда» охватывает данные всего по 600 позициям и также предлагает информацию о том, где купить и что именно. Вот только пока путеводитель ориентируется исключительно на сухие вина, что снижает популярность приложения среди российских потребителей. Но зато там есть раздел «Вино и Еда».


Это направление нашло свое отражение и в Food & Wine App от Food & Wine. Здесь не только советы по сочетанию, но и рецепты блюд. Кстати, это также довольно проблемный момент. Кухня столь разнообразна, что невозможно ориентироваться на совет «к рыбе — совиньон блан». Учитываются ли градации на типы рыбы, способ приготовления, гарнир и соус? Комбинаций может быть миллион. И предложений по сочетанию столько же. Но приложения с подробным описанием блюда попадаются редко. Хотя случаются. Например, на WineToMatch, где надо проделать несколько шагов, включая подробное описание ингредиентов блюда. Поэтому есть надежда, что рекомендации WineToMatch будут более точные, благо, в приложении их более 75млрд(!). С другой стороны, несколько смущает, что уж больно много надо описывать. Одно дело, если я сам себе повар, а если подбором занимается далекий от кухни человек, то ему придется отказаться от подобной программы — он просто запутается. Так что универсальных мобильных «игрушек» нет.
Онлайн-аукционы также создают собственные приложения. Мало было продавать вино через Интернет, теперь это можно еще делать и посредством мобильного. Услугу приобретать вина через iPhone предлагает, например, Vinfolio – Wine Prices App.
Следующий прием в технологических винных новациях, касающихся гаджетов, встречается в ресторанах. Нельзя утверждать, что явление это распространенное, но кое-где имеются планшеты, созданные специально для ресторанов. С их помощью можно не только сделать заказ, не дожидаясь официанта, но и выбрать вино из карты. Данная новация – Presto – предполагает сокращение персонала. Что ж, для сетевых однотипных заведений среднего уровня – сойдет: меню меняется редко, количество образцов вина минимальное, так почему бы не подобрать пары и не создать развлечение для «продвинутой», технологически подкованной, но абсолютно нулевой в культуре винопития молодежи? Из той же серии multi-touch – экраны для дегустаций и выбора вина Tesco Wine Club Microsoft Surface. Здесь информации поболее: кроме меню и винной карты, можно также узнать о происхождении вина, его органолептике и оценках в рейтингах, если таковые имеются (как видим, тот же принцип, что и в случае с приложениями к смартфонам). Подобные технологии встречаются редко, но особо продвинутые заведения их уже внедрили, к примеру, нью-йоркские Clo Wine Bar и Adour Wine Bar.
Несмотря на то, что тема «науки и техники» в продвижении вина только набирает обороты, уже сегодня в этом направлении присутствует изрядное количество «мусора», который, если не фильтровать, засорит и смартфон, и собственную страничку в соцсетях, помешав в выборе достойного напитка. Так что мой совет: подходите к выбору приложения – как для собственного телефона, так и для установки в ресторане, – крайне избирательно.
Кстати, добро пожаловать:
 www.facebook.com/groups/
DrinksPlus, www.drinks.com.ua

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!