Реклама алкоголя в вопросах и ответах

Стоит ли говорить, что новые правила рекламы алкоголя, возникающие в связи со вступлением в силу ряда новых положений Закона Украины «О рекламе», вызывают  массу вопросов не только у операторов рынка, но и у самих законодателей. Многочисленные петиции и прочие усилия нашей редакции, направленные на прояснение ситуации, дали, вынуждены признать, весьма скудные результаты.

Истиной в последней инстанции, как мы выяснили, т.е. органом, уполномоченным давать официальные толкования данного закона, является Конституционный суд. Что, на наш взгляд, само по себе уже предполагает разъяснение ситуации на последнем этапе драмы, во время судебного разбирательства по поводу налагаемых штрафов за нарушения.
В связи с этим мы пошли по превентивному пути и обратились в инстанцию, подразделения которой наделены правом принимать решение, имело место нарушение закона или нет. И от точки зрения которой, в конце концов, зависит, будет ли предъявлено вам первичное обвинение.
Итак, мы хотим поделиться приобретенными знаниями с нашими читателями и приводим выдержки из ответа на наш запрос сотрудников центрального органа исполнительной власти – Госпотребстандарта, на который возложен  контроль за исполнением Закона «О рекламе».

1. Вопрос: Закон в новой редакции запрещает размещение рекламы алкоголя и табачных изделий на первой странице газет и обложке журналов. Из этого вытекает, что на 2-й странице газеты такая реклама может размещаться. Можно ли размещать на второй (внутренней) обложке специализированного журнала  рекламу алкоголя и табака?
Ответ: Відповідно до частини першої статті 22 Закону України «Про рекламу» (далі – Закону») у спеціалізованих виданнях реклама алкогольних напоїв та тютюнових виробів, знаків для товарів і послуг, інших об`єктів права інтелектуальної власності, під якими випускаються алкогольні напої та тютюнові вироби, забороняється на перших і останніх сторінках газет, на обкладинках журналів та інших видань.
Ця норма Закону є нормою прямої дії, що забороняє вказану рекламу на двох сторінках спеціалізованих газет та чотирьох сторінках спеціалізованих журналів.
Наш комментарий: Как видим,  возникает дискриминационный момент по отношению к такому виду печатных СМИ, как журнал. Сложно понять логику, ведь газета – априори более массовое, а значит, опасное с точки зрения влияния на потребителя, СМИ. Тем не менее, вынуждены констатировать факт  – реклама алкоголя и табачных изделий на внутренних обложках журналов будет преследоваться именем закона.
2. Вопрос: Требуется ли размещать предупреждение о вреде алкоголя на рекламе неалкогольной компании (к примеру, стеклозавода, дизайнстудии), на товаре которой (к примеру, на колпачке, на бутылке) фигурирует название алкогольного бренда, являющегося клиентом рекламируемой компании (стеклозавода, дизайнстудии и пр.)?
Ответ: Законом (стаття 1) рекламою визнається інформація про особу чи товар, розповсюджена в будь-якій формі  та в будь-який спосіб і призначена сформувати або підтримати обізнаність споживачів реклами та їх інтерес щодо таких осіб чи товару. При цьому ані цим Законом, ані іншими законодавчими актами України не встановлено винятків, за якими розміщення попередження про шкоду зловживання алкоголем не вимагається.
Отже, на думку  Держспоживстандарту України, будь-яка реклама алкогольних напоїв, незалежно від типу, величини чи форми носія реклами або способу її розповсюдження  повинна супроводжуватися установленим Законом попередженням.
Наш комментарий: Из полученного ответа следует, по принципу зеркала, что если размещаемая реклама не является информацией об алкогольном напитке или табачном изделии и не предназначена потребителю алкоголя и/или табака с целью поддержать осведомленность об этих товарах, то она не должна сопровождаться предупреждением о вреде употребления алкоголя и табака.
3. Вопрос: Требуется ли размещать предупреждение о вреде алкоголя (табака) на афише спектакля, рекламе выставок, словом, в случае, если алкогольный бренд становится спонсором рубрики или какого-нибудь мероприятия (например, концерта)?
Ответ: Згідно з частиною шостою статті 13 Закону, яка регламентує розповсюдження реклами на телебаченні і радіо, для цієї статті не вважається рекламою оприлюднення, виголошення у програмі, передачі імені, найменування спонсора, об`єктів права інтелектуальної власності, що йому належить.
Отже, вимога частини сьомої статті 22 Закону щодо обов`язковості наявності тексту попередження про шкоду надмірного споживання алкоголю на оприлюднення, виголошення у телепрограмах, передачах імені, найменування спонсора – виробника алкогольних напоїв, під якими випускаються алкогольні напої, не розповсюджується.
Разом з тим, питання супроводження текстом попередження «алкогольних брендів», які розповсюджено за допомогою інших рекламоносіїв, законодавством не врегульовано.
Наш комментарий: No comment.

 

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!