Текила, джин и ром – взгляд под рейтинговым углом

Не секрет, что при существующем разнообразии брендов в мире, в Украине их выбор по-прежнему довольно скуден. Тем не менее, свои марки в нашей стране представляют ведущие международные корпорации, импортеры и производители: Pernod Ricard и Bacardi-Martini Group имеют свои представительства, соответствующее дочернее предприятие не так давно появилось в Украине и у французского «Бельведера», Diageo поставляет свои напитки через «Баядера-импорт», а Brown-Forman Corporation сотрудничает с украинской The Coca-Cola Hellenic. Благодаря этим компаниям, выполняющим в том числе и просветительскую миссию, говоря о роме, текиле или виски, потребитель подразумевает не только категорию напитка: он уже неплохо ориентируется среди конкретных марок крепкого алкоголя. 

"Get the Flash Player" "to see this gallery."
 
Лидерство в нише нетрадиционного для украинцев алкоголя вот уже несколько лет удерживает виски. Среди присутствующих на рынке марок можно выделить Chivas Regal, Hankey & Bannister, Jameson, Johnnie Walker. Тем не менее, в ракурсе нашего мониторинга оказалась тройка иных крепких напитков: ром, текила и джин.
Категория текил, несмотря на возрастающую популярность, все еще довольно ограничена: Olmeca, Sauza и Sierra – ее, пожалуй, основные игроки. Среди ромов, представленных в Украине, наиболее популярны Havana Club, Bacardi и Captain Morgan. С джином ситуация сложнее: при том, что на рынке представлено немалое, как для Украины, количество брендов (Beefeater, Gordon’s, London Hill Dry Gin, Seagram’s и др.), джин находится на последнем месте в рейтинге КСН. Впрочем, не он замыкает перечень: в хвосте – самбука, абсент и прочая экзотика, занимающая по объемам потребления незначительную нишу.
Не секрет, что многие из нетоповых торговых марок по качеству порой обходят признанных лидеров. Но кто их признает? Кто делает бренды популярными? Чтобы определять лучшие из лучших, существуют конкурсы и рейтинги. Их сотни, и у каждого свои критерии и эксперты. Не берусь сказать, насколько они объективны, но некоторых из победителей упомяну.

Йо-хо-хо и бутылка рома
Еще недавно эксперты отрасли говорили о потенциале роста потребления рома и текилы. Третий в мире после водки и виски, ром развивается во многом благодаря барной культуре – он является основным компонентом многих известных коктейлей. Наибольший потенциал для рома эксперты предвидят на рынках западных стран – Италии, Германии, Испании и Франции. Кстати, немалую роль в росте популярности напитка, по мнению исследователей потребительского спроса, в последние годы сыграл фильм-трилогия «Пираты Карибского моря».
Долгое время единственной международной маркой оставалась Bacardi. Сегодня же она разделяет свой мировой ромовый триумф с основным конкурентом ТМ Havana Club. Продажи последней за 2008 год росли втрое быстрее, чем у других представителей, что позволило напитку подняться с 29 на 25 место в рейтинге ТОП-100 Impact Magazine. В 2008 году Havana Club был отмечен на престижном конкурсе San Francisco World Spirits Awards. За свой ром Cuban Barrel Proof бренд получил золотую медаль (эта победа стала третьей, пополнив список золотых медалей, которые ром получил на наиболее авторитетных алкогольных конкурсах в мире, таких как Beverage Testing Institute’s International Review of Spirits Awards и International Wine and Spirit Competition). А вот журнал Wine Enthusiast в ТОП-100 спиртных напитков 2008 года в категории рома отдал верхние строчки совершенно неизвестным на наших восточных просторах Appleton Estate Extra Rum, Ron del Barrilito Two Star Puerto Rican Rum и Tommy Bahama Golden Sun Rum. В 2007-м в рейтинге Drinks Bussiness звание лучших получили Bacardi, Captain Morgan и Havana Club. Надо отметить, что именно они стали лидерами и украинского рынка. Впрочем, рейтинги – дело если и не абсолютно субъективное, то противоречивое точно. Каждая компания, распределяющая напитки по строчкам ТОПов, работает сугубо по индивидуальным, собственным критериям. И если уж для каждой фразы в Библии существуют минимум семь толкований, то данные по брендам можно интерпретировать едва не полярно. К примеру, согласно сайту www.ethiscore.org, на 22 мая 2008 года лидирующим ромом стал Utkins Fairtrade white rum (таблица 1). Однако в данном случае рассматривалась такая экзотическая номинация, как этичность напитков, и оценка была тем выше, чем этичнее, по мнению составителей, является марка. Речь в данном перечне лучших из лучших шла о применении органических методов производства.

В большинстве же случаев, разумеется, популярность напитку обеспечивает, в первую очередь, качество, которое, в свою очередь, подтверждается на международных конкурсах. Так, прошедший в Женеве World Competition 2008/2009 в категории белых ромов отдал призовые места: Isla N Rum (Аргентина), Cohete Rum (Панама) и американским Vixen Rum и Octane Rum. В категории «темный ром» отмечены Bacardi Riserva Limitada и Bacardi 8 (Пуэрто-Рико), а также Trader Vics Dark Rum и Rogue Dark Rum из США. Лучшими среди ароматизированных ромов, по версии конкурса, стали пуэрториканские Bacardi Peach Red и Bacardi Razz, аргентинский Isla N Coconut Rum, а также Un Poquito Limon Especial из Чили.
The New York Spirits Awards прошедшим летом в категории ромов наградил Bacardi 8, Bacardi Reserva Limitada, Bacardi Select, Beija Cachaca, Don Q Grand Anejo Puerto Rican, Sergeant Classick Gold Hawaiian, Sunset Captain Bligh Golden Rum, Vizcaya VXOP.
San Francisco World Spirits Competition 2009 посчитал, что лучшими в категории темных ромов стали Angostura 5 Year Old Rum, Tobaga, Trinidad и Pampero Aniversario Rum, Venezuela, – им присуждены двойные золотые медали. Золото получили Bacardi Anejo Rum, Rogue Dark Rum и др. (таблица 2).
С нашей точки зрения, удивляет и заставляет задуматься над объективностью и полнотой охвата этих исследований отсутствие в рейтингах популярного бренда Malibu. Тогда как в 2004 году на том же конкурсе в Сан-Франциско он получил двойную золотую медаль в категории Flavored Rum. Впрочем, лучшие на престижных конкурсах не всегда первые в локальных рейтингах. Поэтому к последним рекомендуем относиться все же с некоторой долей скептицизма.

Текилы бум
Если продажи рома в Украине пока оставляют желать лучшего, то текила вот уже который год чувствует себя у нас в стране более комфортно. Хотя, объективности ради, придется констатировать, что на международной арене – еще лучше. Выйдя за пределы родной Мексики, текила несколько лет подряд демонстрировала устойчивый рост за счет стремительного расширения рынков сбыта. Между 2002 и 2006 годами объемы ее продаж ежегодно увеличивались более чем на 7%. Наивысший прирост в потреблении наблюдался в Греции, Канаде, ЮАР, Австралии и России. Несмотря на то, что соседи опережают нас в тенденциях, в том числе и среди напитков, лидер продаж в нише у нас совпадает и это – Olmeca. Она же в 2009 году получила золото на престижном конкурсе в Сан-Франциско. Вместе с ней триумф на San Francisco World Spirits Competition 2009 в категории Reposado Tequila разделили Corazоn de Agave Reposado, Josе Cuervo Reposado Tequila Tradicional, Еl Relingo Reposado и пр. В других международных рейтингах на первых строчках стоят иные бренды. World Competition 2008/2009 в категории Tequila Silver наградил El Mayor Blanco, Aguilla Tequila Blanco, Tejano Blanco и Oro De Jalisco Blanco. В разделе Tequila Reposado лучшими стали Aguilla Tequila Reposado, El Mayor Anejo, Happy Tequila Reposado и Des Colores Reposado. На другом конкурсе – Drinks

International 2009 – лучшим напитком из голубой агавы была признана текила Sierra, завоевавшая пять медалей: «Знак доверия» достался Tequila Sierra Reposado, бронзу получила Tequila Sierra Antiguo Anejo 100% agave, серебро – Sierra Milenario Blanco 100% agave, а золото досталось Tequila Sierra Silver. Золотой медали и наивысшего трофея была удостоена также Tequila Sierra Milenario Extra Mejo 100% agave.
Международный конкурс Spirits International Prestige (SIP), состоявшийся в Лос-Анджелесе в ноябре 2009 года, платиновые медали присудил брендам: 3 Amigos Blanco, 901 Silver, Azcona Azul Silver, Don Pilar Anejo, El Jimador Anejo, Sauza Tres Generaciones Anejo, Herradura Seleccion Suprema Extra-Aged Anejo, Muchote Reposado, Hornitos Reposado, Real de Mexico Reposado и Republic Reposado.

Джин без тоника
Повторю, позиции международных брендов, такие как Gordon’s, Tanqueray, Beefeater, Seagram’s gin и Bombay Sapphire, международны, иногда не только полярны, но даже так случается, что некоторые из образцов, получивших высокие оценки в одном ТОПе, в другой вообще не попадают. А неучастие признанного лидера в каком-то из международных соревнований заставляет даже ярых сторонников рейтингов воспринимать победителей конкурса таковыми с долей сомнения. Так, World Competition 2008/2009 определил лучшими джинами Straight Gin – Amsterdam, Tanqueray London Dry Gin – England, Lucky Dry Gin – USA и Gordon's Gin – England. В категории ароматных джинов, согласно данному соревнованию, лидирует английский Tanqueray Rangpur Gin. За ним следуют американские Rogue Spruce Gin и Rogue Pink Gin и английский Еxcalibur Dry Olive. International Wine and Spirit Competition в 2008 и 2009 годах удостаивал наивысшей награды Gin Trophy бренд Beefeater 24. Он же получил золото на San Francisco World Spirits Competition 2009 (таблица 3).
Собственно, напрашивается вопрос: чьей объективности стоит доверять? Так или иначе, но однозначно можно утверждать одно: те марки, которые сегодня представлены в Украине и любимы нашей публикой, бесспорно лидируют и в наиболее авторитетных международных рейтингах. Ведь то, что Havana Club, Bacardi, Olmeca, Sauza или Gordon's Gin – лучшие, никто оспаривать не станет. Доказано выбором потребителей, подтверждено Drinks+.

Валерия Суверток

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!