Головокружительные виражи чайных купажей

Если верить исследованиям, порядка 60% украинцев предпочитают пить чай. Экономическая ситуация, курс доллара, изменение цены на газ и прочие форс-мажоры изменить этого не в силах.  Осталось только ответить на вопрос: «Какой чай будем пить, господа?».

"Get the Flash Player" "to see this gallery."
 

Черная Кения — источник вдохновения
Основными поставщиками чая в Украину по-прежнему являются Шри-Ланка, Индия, Китай и Кения. Последняя уже долгое время остается крупнейшим поставщиком чайного сырья по всему миру. Однако в Украине, где операторы рынка не спешили широко представлять в своих линейках африканский чай, Кения не расценивалась потребителями в качестве чайного региона, достойного внимания. Постепенно ситуация изменилась, и сегодня к немногочисленным ранее предложениям добавился целый ряд новинок. В портфелях операторов можно видеть купажи кенийского чая либо смеси, в состав которых входят листья. К примеру, «Черный бриллиант» у ТМ «Майский», «Принцесса Нури» Кенийский, купаж «Оригинальный» из сортов цейлонского, индийского и кенийского чая этой же торговой марки у компании «Орими-Трейд», а также кенийский бленд «ТЭТ» и «Кенийский чай. Бленд 1903» ТМ Ahmad Tea London.
Между тем, еще с начала 2008 года на мировом рынке наблюдался рост стоимости сырья. Цейлонский чай подорожал вдвое, а индийский — до 50%. В текущем году цена на большинство сортов африканского чая на чайных торгах в г.Мумбаса (Кения) достигли самой высокой за всю историю отметки – $ 3,75 за кг. Это привело к увеличению оптовых цен на чай в среднем на 25%.
В условиях кризиса количество новых купажей кенийского чая не будет увеличиваться столь активно. Однако, как отмечает Александр Алискеров, менеджер по связям с общественностью и прессой СКУ ООО «Пирамида», кенийский чай сегодня демонстрирует в Украине неплохую динамику продаж, и есть все основания полагать, что этот сегмент будет развиваться. Несмотря на то, что сейчас он еще недостаточно разработан, Кения вполне может занять лидирующие позиции на нашем рынке. Ведь даже в условиях удорожания сырья чай из Кении выигрывает благодаря соотношению цены и качества, т.к. он дешевле цейлонских и индийских, но при этом имеет весьма высокое качество. «Другая проблема заключается в сокращении чайных плантаций в Кении, но это дело не одного года», — говорит эксперт. Надо заметить, что объемы производства сокращаются не только в Кении, но также в Индии и Шри-Ланке.

Зеленый, черный и травяной: хорош для здоровья любой!
Увлечение здоровым образом жизни переживает очередной виток популярности. Европейский потребитель (а следом за ним и украинский) озабочен экологической безопасностью и натуральностью продуктов. Этот фактор определяет тенденции и на рынке чая. Одна из них — «зеленый» снова в моде. Еще недавно спрос на этот вид продукции рос в пределах одного и менее процентов. Но в 2007 году отечественные эксперты отметили положительную динамику в потреблении зеленого чая. Сегодня он занимает весьма заметное место в портфелях операторов рынка.
«Наибольшую долю в ассортименте составляют зеленые чаи – классические, элитные и купажи с добавлением ягод и фруктов», – отметила руководитель отдела маркетинга ООО «Украинская чайная компания» Дарья Буромская. В 2009 году компания вновь пополнила ассортимент, вывела на рынок продукт под названием «Клубника в шоколаде» (смесь китайского зеленого и цейлонского черного чаев с добавлением кусочков клубники, какао-бобов и ванили). По душе украинцам также напитки на основе китайского зеленого «пороха». Наши соотечественники, в отличие от россиян, питают слабость и к зеленому чаю с соу-сепом. Как заявила Ирина Маевская, директор ООО «Тибэст Люкс» (ТМ «Надин»), это самый продаваемый чай всех торговых марок.
Однако фаворитом, по-прежнему, остается черный чай. Ему принадлежит до 80% рынка. Одной из интересных новинок минувшего лета стал, к примеру, «Стоунхендж», элитный черный цейлонский чай с одной из самых титулованных на Шри-Ланке плантации Pothotuwa, представленный компанией «Свiт чаю».
Тренд борьбы за здоровье определил еще одну весьма заметную тенденцию на рынке Украины (и России также): сегмент фруктово-травяных чаев демонстрирует весьма динамичный рост и сегодня составляет 25% рынка. Так, сотрудники «Украинской чайной компании» отмечают непреходящий уже несколько лет интерес к позициям «Брызги шампанского» с кусочками земляники, «Чай императора» с кусочками яблок и ананаса. Продукция этой категории сегодня широко представлена в ассортименте практически каждого оператора рынка. Купажи являют собой ароматизированные сочетания зеленого, черного чаев с травами либо сугубо травяные купажи с различными добавками.  К примеру, плеяда травяных чаев имеется в портфеле ТМ Greenfield, серия «Гармония природы» у ТМ «Hyleys», коллекция из фруктов и цветов от ТМ «Майский».
Матэ, ройбуш и другие этнические собратья за последние три года уже достаточно надежно завоевали свою небольшую долю на рынке, а также места в сердцах и калебасах потребителей. Однако в ближайшем будущем не стоит ожидать значительного пополнения в сегменте: спад, вызванный экономическими неурядицами, скажется в первую очередь на продажах этого продукта.
Стоит отметить, что на волне увлечения здоровым образом жизни потребитель уделяет пристальное внимание натуральности ароматических и вкусовых добавок, входящих в состав чайных и нечайных (травяных и этнических) смесей. Анализируя опыт европейских рынков, есть основания полагать, что со временем тенденция будет лишь набирать силу. А значит, лидеры  продолжат выводить на рынок купажи, в составе которых представлены компоненты, даже без поправки на «идентичность», с натуральными травами и маслами.  Сегодня подобные позиции можно увидеть в линейках таких брендов, как Dilmah, «Майский» и др.

От пакета до артистизма: у каждого своя харизма
Одной из самых заметных тенденций на чайном рынке Украины в последнее время был  рост сегмента пакетированного чая. Как отмечали эксперты, этот сегмент ежегодно возрастал на 25%. «Пакетированный чай мы ввели в 2006 году, начали с трех видов: черный классический, зеленый классический, черный с бергамотом. В 2007 году появилось еще два вида: зеленый и черный соу-сеп пакетированный. В 2008 году добавили еще зеленый с жасмином», — говорит Максим Лыпко, замдиректора ООО «Світ чаю». Однако с началом кризиса рост доли пакетированного чая значительно замедлился, но не остановился в своем развитии. Так же обстоит дело и с премиальным сегментом чайного рынка. «Премиум растет медленнее, чем до кризиса, но продолжает развиваться, — отмечает Александр Алискеров.  — «Вымываются» мелкие производители, уходят с полок продукты с высокой добавленной стоимостью, чаи в жестяных банках, в фольгированных пакетиках. Более всего падение продаж наблюдается в среднем ценовом сегменте. Большое число брендов, ранее представленных в нем, перестали продаваться. Снижение спроса скажется и в сегменте  ароматизированных чаев. А вот классические рецептуры, не требующие дорогих компонентов для купажа, станут более востребованными.
Если же говорить о суперпремиальном сегменте, он хоть и сократился в абсолютных величинах, но отнюдь не переживает глобальное снижение спроса. Такие эксклюзивные продукты, как китайские оолонги, японские церемониальные, дарджилинги первого сбора, по-прежнему будут интересны чаеманам. Равно, как и «артистические» чаи вряд ли утратят своих пусть немногочисленных, но постоянных почитателей: вязанные в виде бутонов, шариков, пирамид и составленные из элитных сортов чая и цветов, причудливо расправляющих свои лепестки в наполненной горячей водой чашке, они радуют нежным вкусом и изысканным ароматом.

Комментарии:

Александр Алискеров,
менеджер по связям
с общественностью и прессой
СКУ ООО «Пирамида»:
Одной из наиболее заметных тенденций во всем мире и,  в частности, в Украине является повышение спроса на «нечайные» чаи (травяные, фруктовые смеси). Сегодня люди активно путешествуют, их привлекает разнообразие вкусов и ощущений. Кроме того, не последнюю роль играет увлечение здоровым образом жизни. Растущая популярность этих продуктов вовсе не свидетельствует о падении  сегмента «чайных» чаев, а, скорее, о перераспределении долей на рынке.

Алена Дмитриева,
директор по стратегическому
маркетингу
ООО «Компания Май Украина»:
В прошлом году мы вывели на рынок абсолютно натуральную коллекцию чая ТМ «Майский» с фруктами и травами. Линейка следует актуальным тенденциям в мире чайной моды и соответствует запросам потребителей. Серия богата оригинальными компонентами, среди которых чабрец, анис, корица, гибискус и другие травы, ягоды и фрукты. В сочетании с отборным зеленым и черным чаями они создают множество оттенков вкуса и аромата. Высокое качество фруктово-травяного «Майского» подчеркивает индивидуальная сашет-технология: крепление нити к пакетику происходит с помощью узелка, а не металлической скобой. Весной этого года наша компания представила рынку новую коллекцию чая ТМ «Лисма» с натуральными ягодами и фруктами. Особенность этой чайной линейки в том, что за счет специальной обработки (сублимирование) ягоды и фрукты сохраняют все свои полезные свойства и витамины. Стоит отметить, что данный продукт принадлежит к эконом сегменту, в котором такого предложения еще не было на украинском чайном рынке. С точки зрения продуктового портфеля, для сетевой розницы и HoReCa наше предложение отличается только принципами его формирования и упаковкой. При этом нужно отметить, что структура потребления в этих каналах достаточно сильно отличается. Вопрос выбора предложения для HoReCa зависит от категории точки. Так, например, в «премиальных» заведениях обеспечиваются продажи листового чая, в частности, фруктово-травяного. В HoReCa среднего уровня представлено достаточно большое количество пакетированного чая. Выбор продуктового портфеля для партнера происходит с учетом его позиционирования. Например, сети «Швыдко» мы предлагаем чай ТМ «Майский» (сообщение – национальный продукт), а в McDonald’s – ТМ Curtis (сообщение – премиальный продукт). Отличия в предложении могут быть также на уровне одного клиента, например, работая с Международными авиалиниями Украины, мы предлагаем разную продукцию (ТМ «Майский» и ТМ Curtis).

Максим Лыпко,
замдиректора ООО «Світ чаю»
(ТМ «Світ чаю»,
«Чайная коллекция»):
Из новинок этого года наша компания представила черный вязанный элитный чай с лилией и жасмином «Ветер перемен», получивший золотой диплом дегустационного конкурса «Чайный триумф 2009». Достаточно новаторскими, но уже популярными в нашей линейке являются чайные смеси, в состав которых входит перец: «Кубок огня» (цейлонский черный чай, корица, розовый и черный перец) и «Ларец Пандоры» (смесь зеленого и белого китайского чая, красный и розовый перец, кусочки имбиря и земляники). Политикой и философией компании является постоянная работа над ассортиментом в двух основных направлениях: реакция на желания и запросы покупателей и формирование определенных трендов (черные чаи со специями, фруктовые и травяные смеси «крупного помола»). У нас есть продукты, направленные преимущественно на сегмент HoReCa (кристаллизированный сахар на палочках, весовой сахар, специальные фильтры и ситечки), но каждый клиент ресторанной отрасли может выбрать любой чай из основного ассортимента. Более того, мы готовы разрабатывать и ввозить «корпоративные» бленды чаев для ресторанных сетей при условии их заказа в достаточных объемах.

Дарья Буромская,
руководитель отдела маркетинга ООО «Украинская чайная
компания»:
В нашем каталоге чаев 2009 года появились новинки во всех группах. Особое место в нем занимает связанный элитный чай, в котором сочетается сразу несколько условий – только ручной сбор, только лучшие весенние урожаи, только верхние побеги и почки, только  целые, не поврежденные листья. Осуществляя закупки, мы учитывали вкусы и пожелания наших клиентов. Любителям традиционных купажей из чая и фруктов мы предлагаем черный чай «Клубника в шоколаде» и зеленый «Соблазн» с добавлением малины и клубники. Приверженцы здорового образа жизни оценили травяные смеси «Совет мудреца» с шиповником, клюквой и рябиной; «Кардиобаланс» с боярышником, бузиной и черной смородиной и яркую смесь «Пикассо». Среди новинок также фруктовые смеси «Барбадосская вишня» с добавлением лепестков календулы и подсолнечника, «Витамин С» с апельсином и цветами граната. Что касается принципиально новых смесей, то мы предлагаем несколько видов чая с добавлением пряностей – «Огненный танец» с корицей, имбирем, кардамоном и перцем, а также «Восточные пряности» с добавлением аниса, фенхеля и гвоздики.

Ирина Маевская,
директор ООО «Тибэст Люкс»
(ТМ «Надин»):
Находясь в постоянном контакте с клиентами, мы изучаем покупательский спрос и предпочтения. Для НoReCa предлагаем широкий и разноплановый ассортимент (травяные смеси, этнические чаи, чаи со сложными  добавками, на основе которых можно делать всевозможные напитки, коктейли). Для сетей наш ассортимент сужен и включает только хиты продаж. К тому же, для ритейла мы предлагаем в основном фасованную продукцию, а в развесном виде у нас гораздо больше видов чая. В этом году при закупке продукции делаем упор на самые популярные наши купажи, плантационные зеленые и черные чаи. Также хотелось бы увеличить ассортимент матэ (очищенного и неочищенного). Что касается принципиально нового – то в прошедшем году мы представили на рынок функциональные чаи Vitalitea, обогащенные полезными природными компонентами, они повышают иммунитет, замедляют процесс старения. В пятерку хитов ТМ «Надин» входят черный ароматизированный, купаж черного и зеленого, и зеленые ароматизированные чаи. Пользуются спросом чаи с экзотическими добавками (манго, папайа, ананас, соу-сеп), а также с земляникой.

Юлия Мокеева

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!