Made in Japan


 

 

Ярлык «Мade in Japan» – гарантия качества всего, даже виски. Дань традициям, на подложке инновационности технологий, в свою очередь, наложенных на японский менталитет, выдали миру добротный продукт.

Японский виски попал точно в цель алкогольных пристрастий профессионалов и обывателей. Понятный, но не простой, фруктовый, но с легкими дымными акцентами, он стал признанной категорией во всем мире, занимая сегодня четвертую строчку по объему производства среди бурбона/виски-стран. И это при том, что история японского виски не насчитывает и 100 лет.


Пара капель истории
1918 год был бурным во всех отношениях. Именно тогда преображалась карта мира и расстановка политических сил. Сознание бурлило, толкая на рискованные действия… К примеру, поехать из Японии в Шотландию. Причем с целью изучить процесс создания виски. Именно так случилось с Матасака Такецуру, который, покинув родную, освещенную солнцем страну, два года познавал секреты производства под тусклым северным небом и вернулся с чужбины не только с женой-шотландкой, но и полностью пропитанный (точнее бы сказать, прокуренный) духом этого благородного напитка. Поэтому, когда молодой и амбициозный Тори Синдзиро – основатель Suntory – решил заняться производством виски, Такецуру, будучи единственным компетентным лицом в этой отрасли, составил ему компанию. И в 1923 году в Ямадзаки – местности, климат которой чем-то походил на шотландский Хайленд, была открыта первая в Стране восходящего солнца вискикурня. Окруженная японскими горами, стоящая на месте слияния трех рек, – она стала краем, где по классической схеме двойной дистилляции родился первый виски. Выбранное место производства очень важно для понимания философии японского виски и объяснения его популярности. Почтение к природе, вернее, обожествление ее – это один из столпов синтоизма (религия Японии). Если разобраться, виски – такое же дитя природы, как и реки, и деревья. Видимо, это почтительное отношение к окружающему миру (ячменю, солоду, воде, земле) и стало залогом успеха, казалось бы, первоначально абсолютно авантюрной затеи. И хотя мало кто верил тогда в положительный результат этого мероприятия, но все вышло более чем удачно. А спустя 50 лет – в 1973-м – в ответ на расширение рынка сбыта запустили в работу еще один завод – Hakushu Distillery.


Япония – не Шотландия
Сегодня направление «виски» в компании Suntory вышло за пределы Японии. И не только масштабным экспортом, но и наличием собственных вискикурен в Шотландии. Но на вопрос «Перенимаете ли вы у них опыт?» японские мастера бленда только улыбаются: уже давно познано все, что только можно было. И даже более того:  в то время как шотландцы отходят от некоторых практик, японцы продолжают четко придерживаться каждого этапа производства, делая все так, как и 90 лет назад. К примеру, в Шотландии практически полностью отказались от деревянных емкостей для брожения в пользу стальных. В Японии же по-прежнему используют дерево. Далее следует сказать о подогреве. Ранее шотландцы, как и ныне японцы, применяли прямой подогрев, но в наше время шотландские вискикурни перешли на паровой.
Следующее отличие – в перегонных кубах, вернее, в их количестве. Как правило, на шотландских вискикурнях их 3-4, на японских же предприятиях на порядок больше: 24 – на Хакушу и  16 – на Ямадзаки. Между прочим, для каждого виски тут используют свой определенной формы перегонный куб. Что ж,  здесь определенно нет места авангарду, да и авантюризм вместе с экспериментами остался в прошлом: только выверенность, техничность и традиционность. Ведь все, что можно было придумать, – уже давно придумали, вот и незачем вносить дисгармонию проб и ошибок в этот, отработанный годами, процесс.


Все это определяет успех японского виски. Но есть несколько дополнительных важных моментов, которые необходимо упомянуть... Возьмите любого производителя и спросите о его виски. Первое, о чем он расскажет, – о воде. И каждый раз это будет «самая-самая» вода в данной местности. К примеру, основатель чайной церемонии построил свой чайный домик именно на водах Ямадзаки, признав их отменными. А ведь для чая вода не менее важна, чем для виски (уж в чем, а в чайных церемониях Япония знает толк).
Еще важный момент – консенсус мастеров купажа. Все происходит, как в суде присяжных: пока они не придут к общему мнению, вердикт не выносится. Так и здесь: пока команда мастеров не сольется в единогласном порыве по поводу того или иного бленда, или состояния односолодового виски, – решение не принимается. А ведь эксперты дегустируют по 200(!) сортов виски в день. Справиться с таким «потоком» двум мастерам, – а именно столько работает на шотландских вискикурнях (мастер и его помощник) – невозможно. Но на Suntory слаженно работает команда из 7 мастеров, а 7 голов лучше одной, поэтому неудивительно, что результат превосходит всяческие ожидания.


А еще у японцев собственное бочарное производство, тогда как вискикурни в Шотландии таким похвалиться не могут. Да и вообще, «в мире виски – это два разных бизнеса», – как сказал главный мастер купажа господин Сейичи Кошимизу. И вот теперь мы дошли до самого интересного: помимо традиционных бочек из-под хереса и бурбона, на Suntory  используют еще и бочки из японского дуба Мидзунара. Их количество невелико – всего порядка 3 тыс. (при общем парке в миллион). Малоизвестный Мидзунара более сладок, чем американский дуб, он дает лакричные ноты и сандал. Однако последний появляется в напитке лишь после многолетней выдержки. И если в слепой дегустации вы когда-нибудь почувствуете этот аромат, помните, что такой на 100% восточный тон дает только японская бочка. А на Suntory в них выдерживают всего несколько позиций. Из продегустированных мною – Yamazaki и Hibiki.
Важно отметить, несмотря на то, что у Suntory есть собственный солод, сырье для виски закупают в Шотландии (свой идет на создание пива). Но это вовсе не программирует окончательный шотландский вкус напитка. Все дело в том, что, как Украина – не Россия, так и Япония – не Шотландия: здесь выше влажность, а климат жарче, следовательно, виски созревает быстрее.


В Украине и мире
Популярность японского виски шагнула далеко за пределы маленькой Японии: 6млн кейсов ежегодно уходят на рынки Тайваня, Великобритании, США и, безусловно, потребляются на внутреннем рынке страны. Причем предпочтения самих японцев как раз на стороне отечественного алкоголя: 60% всего виски – от местных компаний. В мире же по объемам производства Япония занимает 4 место.
Украинские профессионалы не стоят в стороне от мировых тенденций. И когда официальный поставщик Suntory в Украине – компания «Винфорт» – организовала  презентацию-дегустацию бренда в стране, событие вызвало настоящий ажиотаж. Количество гостей – лучше любых социсследований продемонстрировало интерес к уже не диковинному, но пока еще редкому гостю – японскому виски. Интерес подогревало и то, что представлял напитки сам мастер-блендер Suntory Whisky – Сейичи Кошимизу, который  работает на  Suntory с 1973 года, а с 1999-го  занимает должность главного мастера.

«В чем правда, брат?»
Во время краткого общения с господином Кошимизу мы задали вопрос, спор по которому  будет длиться столько, сколько будет существовать виски: надо ли разбавлять его водой. Мнений на этот счет много, и нам показалась любопытной позиция японского мастера. Приводим его ответ: «В Японии существует традиция разбавлять виски водой, потому как потребляют его во время еды. Как вы знаете, японская кухня очень деликатна и мягка с точки зрения вкуса, так что крепкий виски с ней плохо сочетается. Поэтому его и приходится разбавлять водой или содовой. Но надо сказать, что эти компоненты не искажают вкус виски, поэтому они вполне допустимы и даже приветствуются. Я также разбавляю виски водой во время еды, а где-нибудь в баре пью его чистым. Так что все зависит от обстоятельств».

Дегустационные заметки

Suntory Kakubin появился впервые в 1937 году. Он выдерживается в бочках из-под бурбона 7-8 лет. Количество виски в бленде – порядка 10. Аромат мягкий с каплей цитруса, сладкими апельсинами, ванилью и с медицинским бинтом. Во втором носе ощущается явный тон дюшеса. Вкус несколько прост, но освежающ. В нем отчетливо проступает ваниль (спасибо американскому дубу и бурбону). Послевкусие продолжительное. Это поистине напиток для трапезы. Поэтому неудивительно, что он является самым популярным виски на родине.


Suntory Old Whisky еще один фаворит японских потребителей. Он производится на Ямадзаки. Выдержка происходит в бочках из-под хереса на протяжении 15 лет. Обладает сладким ароматом. Он насыщенный, но мягкий и округлый. В нем ощущаются фрукты, а во вкусе к ним присоединяются еще и травы.

Hakushu 12 Y.O. имеет свежий, травянистый аромат. Отличительная черта каждого виски в линейке (и этот не исключение) –  округлость и сбалансированность аромата. В нем, как и во вкусе, ощущаются легкие, ненавязчивые торфяные тона, а также фруктовые нюансы и сливочные ноты. Такой виски не только хорош с легкими десертами, но и с подкопченной рыбой будет неплох.

Hibiki 17 Y.O.  встречает «коньячным» букетом: шоколадно-кофейными нотами в аромате и сухофруктами с маслянистостью во вкусе. Это благородный и утонченный бленд привел в восторг всех, кто его продегустировал. Вот его как раз и хорошо было бы с сигарой, кофе и черным горьким шоколадом. Сам мастер сказал, что отличительная черта данного бленда – фруктовость. Но стоит добавить, что, несмотря на акцентирование на фруктах, они вовсе не «выпрыгивают» из бокала. Все ноты в композиции весьма и весьма гармоничны и элегантны.

 

Yamazaki 12 Y.O. single malt. В аромате присутствуют ноты орехов, цедры, цветочного меда и лакрицы. Именно этот виски выдерживается в японском дубе, он и придает лакричные тона в аромате и намек на дымность во вкусе. Во рту ощущаются также гвоздика, капля корицы и ванили в букете с тропическими фруктами.


Текст: Валерия Суверток

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!