Налетай, торопись, размещай живопись! Об этикетках, этике и эстетике


Не берусь судить, хорошо это или плохо, но факт: в эпоху перепроизводства вина и жесткой конкуренции на первый план выходит оформление. Ведь именно на внешний вид, на этикетку покупатель делает ставку в попытках сориентироваться в предложении напитков. Поэтому виноделы сегодня вынуждены трудиться не только над содержанием, но и над формой своего продукта, заказывая все более сложное технологическое исполнение бутылки и этикетки, более изысканный дизайн.

Логично, что в наше время над образом бутылки работает не один мастер, как это было раньше, а целые дизайнерские агентства. Когда же речь заходит о limited edition, в работу вовлекаются художники, архитекторы, кутюрье, селебритис и публичные люди. Порой, даже венценосные особы – такие, к примеру, как принц Чарльз. Поэтому не приходится удивляться, что и среди брендов существуют законодатели моды – те, кому если и не рискуют слепо подражать, но на кого как минимум равняются. Среди водок самая харизматичная и креативная – Absolut. Ни один другой водочный бренд не может похвалиться такой частой и эпатажной сменой наряда: что ни месяц – то новый образ, привлекающий не только потребителей, но и искусствоведов. Среди вод моду диктуют Coca-Cola и Evian, ну а гуру в винном мире – это, безусловно, Mouton-Rothschild.
Историю его винтажей, их художественных видов и список гениев, проложивших к ним свою кисть, перечислять не будем – все это и без того изложено в сотне источников. Позволю себе лишь упомянуть, что последним автором этикетки для урожая 2010-го стал Джефф Кунс – художник-скульптор. Причем работа создана в нетипичном для звезды нео- и пост-поп-арта духе: это фреска с изображением парусника. Для Mouton-Rothschild привлекать лучших из лучших – отличный способ подчеркнуть собственную элитарность. Стоит ли удивляться, что по стопам бордосцев пошли и другие.


В той же «творческой манере» действует испанский производитель Vega Sicilia. Владельцы приобретают картины испанских живописцев и размещают их репродукции на своих магнумах. И третьим в плеяде арт-подхода стала тосканская Fattoria Nittardi. Хозяин винодельни является еще и галеристом. И то ли сей факт, то ли слава французов и итальянцев мешала ему спать спокойно, но с 1981 года ежегодно приглашается художник для работы над очередной этикеткой для Chianti Classico Casanuova di Nittardi.
Это наиболее громкие и яркие звезды данного направления. Есть и те, для кого живописная в прямом смысле слова этикетка стала практикой перманентной или разовой (в случае, если этикетки не обновляются, а создаются единожды). Таким образом, можно считать, что этикетка-картина – нынешний тренд. И, что интересно, связанный не только с премиум-сегментом. Если для последнего это – подтверждение отношения к элите, то для производителей попроще – отличный способ повысить продажи. Здесь в качестве примера можно привести еще одного испанского производителя Enate (Сомонтано). Посещая винодельню, я побывала в расположенной там же галерее, где представлены картины-прообразы этикеток. И еще Испания: в Малаге издают коллекцию из 10 различных вин от 10 же виноделен с картинами 10 художников; для La Vinya Del Vuit из Приората – Иван Браво создал яркую абстрактную картину-этикетку, которая будет преображаться ежегодно. Похоже, испанские виноделы сегодня – впереди планеты всей по части художественных ценностей.


Если изучить последние дизайнерские разработки, то выделяются следующие тенденции: простота, четкость линий и графичность объектов (даже не надо ориентироваться на победителей конкурсов, хотя они своими работами подтверждают данный тренд).
Поэтому новинки прошлого года выполнены в жанре минимализма, белой или черной цветовой гамме с яркими графическими надписями, реже иллюстрациями. Скажем, для бренда Carrе Rouge & Carrе Blanc дизайнеры разработали наклейки с... квадратами. Белым – для белого и красным –  для красного вина. Возможно, Малевич мог быть в претензии за плагиат, но проект получил от заказчика добро. Кроме того, среди отмеченных экспертами как особо креативные встречаются ультраяркие, например, оранжевые этикетки.
Но если белая этикетка – дань традиции (даже классика с абрисом шато – и та идет на белой или цвета слоновой кости подложке), то черная – своеобразный new style. Среди отечественных производителей его примерили этикетки торговых марок «Вина Гулиевых» и Esse. У последнего и по цвету, и по концепции – просто, практически минималистично. И еще иллюстрация к данной тенденции: греческое вино Theodosia – черная бутылка и фреска на черном же фоне. BRND WGN Christmas Wine представляет собой черную бутылку с белоснежными игривыми набросками. «Макияж» Longitude Wines чем-то похож на предыдущий, вот только вместо надписей – цифры и нечто, напоминающее круги сансары. Очень эффектно выглядит Tupelo Wines – черная бутылка и этикетка в агатово-молочных тонах: фотография мужчины в белом, смываемого потоком воды. Решением для Enrico Winery стал чернильно-серый в ромбы принт и белый лев. У La Scolca есть позиция, которую в народе так и называют – «черная этикетка». Она хоть и классическая, но в тренде. А в название Terras Gauda O Rosal Etiqueta Negra даже вынесен цвет – само оформление для дизайнерского конкурса не потянет – смоляной фон и много текста мелким шрифтом, – но, опять же, в нашей теме. Nocturnis – Duralis Wine – это два вина: белое и красное и две этикетки с тиснением – черная и мраморная. Рукописный сероватый шрифт и черная бутылка с прозрачной этикеткой выделили Organ Studio Christmas Wine. Колер на винах Executive Wine виден только на тонком галстуке, сама же бутылка, а с ней и этикетка – черные. Несколько раз встречался и такой вариант: черный фон и словно мелом сделанные надписи и рисунки. Среди украинских моделей – молодые вина ТМ «Французский Бульвар».


Но было бы довольно уныло, если бы этим и ограничивались этикеточные тренды. В реальности предложение так широко, что даже есть этикетки не просто графические, но и в усложненном жанре, скажем, юмористические. Колоритный пример – дизайн подарочного набора вин Holy Water представляет собой комикс из двух страниц. Причем пронумерованных. Между прочим, превосходная идея – комиксы:  можно, как в детстве, собирать фантики, но по-взрослому, т.е. – бутылки с оригинальными этикетками. Такой себе эконом-вариант винной коллекции. Все чаще на этикетках размещаются мультяшные герои, рисованные потешные сюжеты и а-ля детские рисунки (иногда и просто детские: на линейке Fabrizio Dionisio размещены картинки, нарисованные чадами самого владельца). Так, на винах Schwarzе Katz и Lieberfraumilch фигурируют  забавные анимационные –  официантка с бокалами, рыцарь немецкого замка, гуляющий по крышам кот и алхимик.
В 2011 году  Banana Republic оформила этикетки для производителя элитных вин – Clos du Bois Winery. Созданы они были с претензией на гламур, по сути, это – мраморная подложка с рисованными платьями. Поэтому творение можно смело заносить в раздел «курьезных анимаций», хотя эти вина и будут подороже основной массы, выступающих в данной группе.


Еще один вариант – вино He Said She Said. Комичный карточный сюжет: дама внизу и джентльмен, расположенный вниз головой вверху этикетки, по уверению создателей, ассоциируются с «войной полов».  
Логично, что серьезных покупателей, настроенных на приобретение выдающегося вина, подобные темы вряд ли впечатлят. Это, скорее, для молодых и рьяных. Впрочем, винный рынок молодеет, так почему бы и нет?
Сюжет He Said She Said напомнил еще об одной теме, появляющейся на этикетках. Иными словами, гендерный признак –  еще один вариант подхода к продвижению и, следовательно, этикетке.  
Кстати, не только этикетки: американский производитель Wild Blossom выпустил «медовое вино» в двух различающихся бутылках – женской и мужской. Довольно любопытный вариант у En El Moment: этикетка окольцовывает бутылку, а ее края – это профили мужчины и женщины, сблизившиеся для поцелуя.
Вино для «настоящих мужчин» под торговой маркой Luchador выпустили в Австралии. И действительно, вряд ли истинная леди пожелает приобрести вино, на чьей этикетке фигурируют рестлеры. А на бутылке еще одного австралийского вина – Round Two – красуются боксеры. В общем, салют, рагаццо!
Похоже, австралийцы всерьез решили бороться с феминизацией винного рынка.


Следующая тенденция – гламур. Хотя чаще это относится к лимитированным тиражам, но некоторые из брендов, причисляющиеся к люкс-сегменту, оформляются так изначально. Под гламуром в данном случае подразумеваем эстетствующий блеск – золото-бриллианты. Впрочем, португальское вино Arrepiado Collection Wine смотрится весьма изящно: золотистая вязь на черной бутылке. Золотая бутылка со знаком червы, выполненным из красного же золота, на шампанском Armand de Brignac (кстати, в линейку входят платиновый и розовый варианты). На самом деле, аурум (в дизайне алкогольных напитков) чаще связан именно с шампанским. Поэтому бутылки или этикетки «под золото» можно встретить у многих игристых. Это и Moеt & Chandon Golden Jeroboam, и Dom Perignon 1995 White Gold Jeroboam, и Louis Roederer Cristal, и Gold Cuvee, и «Romanov Коллекционное Классическое».
Пожалуй, поистине ярко выделяющийся тренд последнего времени – это эногастрономия для чайников: нанесение рекомендаций к потреблению (не путать с «предупреждением о злоупотреблении»). Видимо, навеяно сушивайнами. Из последних примеров, – разработанная немецким дизайнером-студентом Сашей Эльмерсом концепция размещения пиктограмм, обозначающих, к какому блюду данное вино больше подойдет. Еще варианты: Grooner Gruner Veltliner – «Для вечеринок… еды… и пикников!», Relax Riesling – «идеальное вино для вечеринки», работа от студии Flywheeldesign – Just Right with Pork/Beef/Duck. В проекте российского дизайнера Дианы Гибадулиной Suitable Case также запечатлены иконки-советы, что к чему, а кроме того, при какой температуре пить и откуда вино завезено (например, карта Италии – ну кто не узнает «сапожок»?).


Дальше всех пошла в построении гастросетов винодельческая компания The Amazing Food Wine Company (Сан-Франциско). Она увековечила патентом марку Wine That Loves и сегодня выпускает: «Вино, которое любит пасту с томатным соусом», «Вино, которое любит жаркое из курицы», «Вино, которое любит лосося на гриле», «Вино, которое любит пиццу» и «Вино, которое любит стейк». Вот так – просто и правильно.
По-прежнему на этикетках красуются гравюры – как сигнал о претензиях на высокий уровень. Всевозможные замки встречаются не только на бутылках Бургундии и Бордо, но и других, подстраивающихся под Францию, производителей.  Тема природы, как и замков, также неиссякаема. По сути, все, что ассоциируется с вином, фигурирует в его оформлении. Помимо узнаваемых контуров шато, это – виноград, цветы, пейзажи, птицы и животные. Так, на этикетке Naked Grape Ice красуется одна виноградная ягода (минимализм – в тренде), а на Sire 24 – графичное дерево на белой этикетке, где вместо туши использовались вода и вино (!). Еще любопытный вариант: прозрачный рисунок конской головы на стекле от калифорнийской винодельни Ghost Horse Vineyards. Кстати, животные – еще один сюжет для современного виноделия. Ну любят производители размещать всякую живность на этикетках. Начиная с петуха (и не только в Кьянти) и заканчивая кенгуру. Примеры: черная овечка у французов Le Grand Noir и греков Nico Lazaridi (на позициях Black Sheep Semillon & Sauvignon Blanc и Black Sheep Syrah), козочка у Goats do Roam, петух у испанца La Granja, коровы у аргентинца Siete Vacas, кенгуру у австралийцев Yellow Tail.


Как и положено, самые привлекательные, эстетичные образцы встречаются редко, точечно. Среди лучших – 59h 35' 03'' от Romualdo Faura. Цифры – это время (59 часов 35 минут и 3 секунды), которое «прослушало» данное вино. Этикетка выглядит так: белая подложка и грампластинка. Все в тренде: минимализм, четкость графики и цветовая гамма. Занятно выглядит и Il Cammino a Roma, чей дизайн – ремейк почтовых открыток со всеми видами транспорта (самолет, пароход, поезд и автомобиль). У Elderton GTS Shiraz (Австралия) графика на этикетке напоминает след от автомобильной шины. Цветовая гамма: белая подложка и красно-серые «след» и текст. А этикетки вин австралийской компании Tipperary Hill Estate носят отпечаток пламени. Странно, но интересно: Mendocino Wine Group представили вина-ребусы. Вернее, этикетки-ребусы. А ответы на контрэтикетках.
Хотя я и не страдаю ксенофобией, но трилогия от Matsu вызвала вопрос: портретная галерея трех поколений виноделов, олицетворяющих и типы вин (молодое, выдержанное и премиальное). Если El Picaro’ с молодым человеком крупным планом выглядит привлекательно, то El Viejo’ со стариком, по моему субъективному мнению, не очень эстетичен. Хотя идея на «5 баллов». Повторяется она и у Oggau Estate. Однако в первом случае на этикетках были фотографии, а в данном варианте – рисованные портреты бабушек-дедушек, родителей и внуков на белом фоне этикетки.


Встречаются также носы на этикетках (линейка high-end, Аргентина) и штопоры (Greystone, США) как ключевые детали дизайна. Но, пожалуй, особо креативный вариант у Marlborough Sun (кстати, эти вина есть и в Украине): этикетка выполнена в виде газетных вырезок, на фотографиях которых изображены бегающие обнаженные мужчины.
И напоследок – еще более эпатажные варианты. Компания TXT Cellars выпустила напитки с нецензурной лексикой на ярких, разноцветных этикетках: LMAO!!! (Laugh My Ass Off) и WTF!!! (What The Fuck) и другие. Разумеется, данные вина ориентированы на молодых потребителей, и их внимание они таки привлекут. Хотя, как по мне, – не комильфо.
Еще более провокационными оказались вызвавшие споры об этике и негодование многих этикетки Vini Lunardelli: компания выпускает вина с портретами Гитлера и прочими фигурантами фашистского режима. Аппетита, признаюсь, не вызывает. Но, возможно, кто-то станет мстить и пить, пить и мстить?.. И если для винодела дело чести – лишь продажи, то Lunardelli, наверное, может спать спокойно. Если же винодел позиционирует вино – не просто как товар, а благородный напиток для общения, то, согласитесь: как это здорово, если дружеская беседа за столом начнется с обсуждения произведения высокого искусства – размещенного на винной этикетке.

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!