Движение и достижения украинской водки в мире


 

 

Украинцы – поразительная нация. Всемирная организация здравоохранения прогнозирует нам вырождение из-за потребления 12 литров в год водки на душу населения, а мы продолжаем гордиться своей «беленькой», ласково называя ее «горілочкой».


Украинцы – поразительная нация. Всемирная организация здравоохранения прогнозирует нам вырождение из-за потребления 12 литров в год водки на душу населения, а мы продолжаем гордиться своей «беленькой», ласково называя ее «горілочкой». У нас снижаются объемы проданных кейсов в мире, но мы продолжаем возглавлять списки The Millionaires Club и входить в число наиболее быстро развивающихся брендов. Мы сокращаем производство водки, но активно выводим новые марки. Мы – «бревно» в глазу для большинства россиян (последней «занозой» стал бой Кличко-Поветкин), но являемся крупнейшими экспортерами на рынок РФ и импортерами ее 40-градусной. Украина, как дама, не лишенная кокетства, соткана из противоречий. Но водка, и правда, поистине предмет нашей гордости. И по качеству, и по маркетингу (так, российские эксперты признают, что наши бренды выполнены, оформлены и движутся к успеху более грамотно и изысканно).
А еще: если бы мы действительно столько пили, то, наверное, пьяные массы штабелями складывали бы вдоль заборов. Возможно, это мое субъективное видение окружающей действительности, но я подобного не наблюдаю даже по праздникам. Зато наблюдаю родные названия в зарубежных музыкальных клипах (Nemiroff Lex у Леди Гага) и на зарубежных же прилавках, например, в маленьком баре столь же маленького городка Навпактос, что в Западной Греции, красовалась бутылка «Хлібного дару». Неудивительно, что эта водка возглавляет категорию «региональные бренды» в The Millionaires Club.
Кстати, ориентируясь на списки этого ежегодного рейтинга Клуба миллионеров, можно увидеть всю картину рынка. Возьмем, к примеру, 2011 год. Nemiroff недаром называет себя международным брендом – место в ТОП-5 он, со своими 8,03млн проданных кейсов, уверенно занимает. Последующие события, развернувшиеся в компании, не могли не отразиться на количестве реализованной водки: в 2011-м, согласно данным The Millionaires Club, падение объемов составило 12,8%, а в рейтинг 2012 года бренд и вовсе не вошел. Объясняют это тем, что не успели вовремя предоставить данные. Верим, но то, что объемы снизились, – факт.


Прежде чем погружаться в данные по украинской водке в ТОПе, отмечу, что списки делят на несколько категорий: глобальные бренды, чьи продажи осуществляются по всему миру, и региональные, продающиеся в стране изготовления и в традиционном для производителя регионе (к примеру, региональным для украинских водок является рынок восточно-европейских и стран бывшего СССР). Кроме того, есть отдельно выделенная категория с быстро развивающимися брендами. В последнюю редакцию вошла и «Хортиця» – она замыкает список из 19 брендов. И это единственная из 9 торговых марок от 4 украинских компаний, которая продемонстрировала положительную динамику по итогам 2012 года: прирост в 3%, давший в результате 7,7млн кейсов. Кроме того, «Хортиця» еще и единственная марка, относящаяся к рейтингу глобальных брендов.
Что касается остальных «горілок», то они несколько нестабильны в своих показателях. Так, «Хлібний дар» упал на 14% до 8млн против 9,3 в прошлом году, что, впрочем, не мешает марке  возглавлять категорию «региональных брендов». На 3% снизились показатели у Medoff, на 19% – у Mernaya и на 20% – у торговой марки «На березових бруньках» («Крымская водочная компания»). Не остались непоколебимыми и олимповские бренды: «Істинна» упала на 13%, а Prime – на 35%.  Впрочем, параллельно, в 2012-м мы количественно увеличили свое присутствие в рейтинге: впервые в ТОП попали «Мороша» и «Цельсий». Они закончили 2012 год с показателями 1,8 и 1,1млн проданных кейсов соответственно.
Такой была ситуация в 2012 году, когда общие показатели по водочному рынку в Украине выросли на 1,6%. Тогда как в текущем периоде – отрасль в глубоком минусе. Правда, возлагаются надежды на новогодние праздники. Согласно данным Государственной службы статистики, за январь-сентябрь отечественные компании изготовили 19,4млн дал, что на 19,5% меньше, чем за аналогичный период 2012 года (а экспортировали за этот же период чуть более миллиона дал). Любопытно, что россияне в сентябре вышли с аналогичным минусом в 19,5%.
Кстати, несмотря на снижение производственных показателей, украинские компании не только запустили новые бренды, но некоторые еще и увеличили мощности за счет приобретения дополнительных предприятий. Речь идет о нескольких крупных сделках Global Spirits. И  наиболее яркой из них стал американский проект: на одном из заводов в Мичигане будут разливать водку по заказу холдинга Global Spirits, зарегистрировавшего в Штатах новое юридическое лицо. По данным из компетентных источников, украинскую водку там выпускать не будут – это трамплин для запуска нового, американского, бренда, так что плюс к объемам продаж не добавится. Но данный пример демонстрирует успехи и амбиции украинских бизнесменов на водочной ниве.  
Что же касается имен компаний-экспортеров, то они продемонстрированы на графике: лидер – холдинг Global Spirits с показателями в 48%, «Национальная водочная компания» (Bayadera Group) стоит на втором месте с 21% и замыкает тройку УВК Nemiroff с 10% (примечание к графику: компания «Львов-трейдинг» является оператором магазинов duty free).
А в целом, по итогам 2012 года, Украина отправила за рубеж 19301010,6млн литров 100% спирта на сумму $100145,3. За 9 месяцев текущего года – 10107529млн литров на $53979,8. (Таблицы 2 и 3).


Как видно из таблицы 2, первое место по потреблению украинской водки – за Россией. И, стоит сказать, что, в отличие от прочих вопросов, «любовь» у нас взаимна: в раскладе поставок российской водки Украина занимает почетное первое место и 27% от общего экспорта (данные за 2012 год). Причем 93,3% поставок из РФ в Украину осуществляла компания «Русский алкоголь» (в первую очередь, она известна брендом «Зеленая марка»). В физическом объеме ее показатели по нашей стране в 2012 году составили 1,27млн дал. Второе место для украинской водки держится за Грузией – и по показателям прошлого года, и по данным девяти месяцев текущего. А вот для россиян на втором месте – Германия. Горилка хорошо идет также в Германии и Израиле. Присутствию в этом своеобразном рейтинге каждой из перечисленных стран есть политическое и социальное объяснение.
Кстати, в таблицах 2 и 3 приведены еще и данные по импорту, так что можно увидеть, что, к примеру, в страны СНГ и в Америку мы больше завозим, а из Европы, если суммировать по странам, – вывозим.

Полная версия статьи в журнале Drinks+ №10, 2014

 

Автор: Валерия Суверток

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!