Музеи вина: артефакты и комментарии


 

 

Винный туризм сегодня – это система, в которую входят не только сами винодельческие предприятия, но и рестораны, и отели, которые в идеале находятся во владении конкретного производителя.

Но есть еще одна немаловажная деталь, с помощью которой шанс привлечь туристов повышается в разы. Речь идет о винных музеях. То, что они весьма популярны, подтверждается их поистине огромным количеством. В любом уголке мира можно найти как местную, так и национального масштаба экспозицию, посвященную вину и другим алкогольным напиткам. Причем музеи создаются на базе предприятия, и, как правило, программа посещения  подразумевает также дегустацию (а выпить бокал-другой – это заманчиво).


Итак, по какому принципу строятся экспозиции? Если это музей местного масштаба, там акцент, безусловно, будет сделан на само предприятие, однако эта винодельня должна обладать некой личной историей, интересной окружающим. Например, если на этикетках вин Enate  –  предприятия из Сомонтано (Испания) –  размещают художественные картины, то вполне логично создать музей, где будут размещены оригиналы этих картин. Конечно, этот музей нельзя назвать винным, но в концепцию винного туризма вполне укладывается (тем более, что и экскурсия предполагает посещение самого предприятия и дегустацию). Согласитесь, было бы скучно, если бы все музеи имели схожие экспозиции. Кстати, наиболее популярным в таком нетрадиционном понимании «винного музея» является Музей вина в искусстве, расположенный в «Шато Мутон Ротшильд», где можно увидеть различные предметы, будь то картины или скульптуры, лейтмотив которых, конечно же, вино и виноделие.
Однако приведенные примеры – исключения, так как большинство музеев посвящены виноделию и истории его возникновения в том или ином регионе. Например, в Грузии (как все помнят, считающейся колыбелью виноделия) есть уникальный музей виноградной лозы и вина «Вазиони». Расположен он на территории завода «Шуми». И любопытен он не только древнейшими экспонатами, связанными с производством вина (один из которых, кстати, датирован IV тысячелетием до н.э.) и этнографическим залом, но и коллекцией лоз: 294 автохтонных и 92 европейских сорта.


В Грузии, в селе Велисцихе Гурджаанского района действует еще один любопытный музей, расположенный в марани (погребе) – «Нумиси». Интересен он не столько старинным оборудованием (например, глиняными квеври, французской давильной установкой фирмы «Мармонье», немецким насосом для переливания вина и др.), сколько самим помещением, в котором разместили все эти экспонаты: погреб датируется  XVI веком и представляет собой классическое кахетинское строение, выполненное из прямоугольного грузинского кирпича и белого булыжного камня.


Вообще, размещение музеев в старинных зданиях  –  отличный маркетинговый ход: если даже давильный пресс не произведет впечатление, то помещение с арками и сводами, пронизанное духом истории, наверняка не оставит равнодушным. Поэтому и пользуются наибольшим интересом именно такие музеи, как, скажем, Le Musеe du Vin в Париже. Его обустроили на территории бывшей каменоломни (XIII век), позже служившей винным погребом монахам-миноритам. Помимо традиционных артефактов, в музее представлена также коллекция старинных штопоров и винных этикеток. Ну и, разумеется, там есть дегустационный зал и ресторан.
Не в таком старом, как подвалы аббатства в Париже, но и в далеко не новом помещении, размещен Музей кипрского вина. Постройке 150 лет. Экспозиция традиционна и рассказывает все о виноделии Кипра, начиная с 3500 года до н.э.
Привлекателен для туристов также Museo del Vino de Ronda в городе Ронда (Андалусия, Испания). В здании, выстроенном более тысячи лет назад, недавно открылось для посещения новое помещение, ставшее 13-м залом музея. Это винный погреб, вырытый в эпоху Римской империи, который был случайно обнаружен владельцем музея. Вот чем интересны такие старые здания: до сих пор в них можно найти погребенные под слоем пыли и тяжести лет потаенные тоннели, погреба и залы.


А на Санторини, на территории винодельни Volcan Wines, музей сразу обустроили в подземелье. Лабиринт ходов там растянулся на 300 метров (это, конечно, не 120 км криковских подвалов, но также впечатляет).
Если же винодельня молодая и старинными постройками похвастаться не может, тогда ведутся работы с пространством и временем. Инсталляции в винных музеях  –  явление  распространенное. Декорации создаются так, что посетители из зала в зал путешествуют в веках, наблюдая за процессом производства вина в разное время. Таким подходом отличаются WiMu в Бароло, LOISIUM в Камптале и «Центр культуры вина ШАБО» в Одесском регионе. Кстати, в Украине это не единственный музей, но надо отдать должное его организаторам  –  наиболее яркий. Среди других стоит отметить музей, созданный виноделом Сергеем Задорожным в Малоречке (Крым), Дом вина в Евпатории, Дом-музей шампанских вин в Новом Свете, Музей виноделия в поселке Солнечная Долина. Каждый из них любопытен по-своему, но имеет вполне традиционный подход к оформлению. Впрочем, и там попадаются жемчужины. К примеру, в Солнечной Долине посетителей знакомят с легендарными винами «Черный доктор» и «Черный полковник», которые производит только завод «Архадерессе», на базе которого и создали музей. А в Новом Свете  рассказывают о князе Льве Голицыне, прародителе отечественного виноделия.
Но вернемся к современным музеям. В Лаво (Швейцария) собираются строить над пропастью подвесной музей вина. Его еще нет, но шумихи в прессе он уже наделал: Женевское озеро, Альпы, террасные виноградники…


Вообще, музей вина, даже универсальный, действительно отличный повод привлечь туристов и получить дополнительную прибыль. Но для региона и страны это все-таки достопримечательность, и не зря их заказчиками или спонсорами выступают госучреждения.
Например, WiMu – проект городского совета Бароло и регионального совета Пьемонта. И подобных примеров немало. А порой они получают поддержку и от высокостоящих инстанций. Так, два года назад было объявлено о создании карты винных музеев Европы. Это проект, который имеет поддержку Ассоциации по культурному и туристическому обмену при Совете Европы. И о нем стоит рассказать немного подробнее.


В манифесте сказано: «Карта музеев вина создаст платформу для сотрудничества и развития общего наследия… музеи будут продвигать общее европейское наследие, которое они смогут продавать как туристическое направление». По идее, в карту должны быть включены экспозиции всей Европы. Но пока она объединяет всего несколько таких музеев, являющихся соорганизаторами проекта: The Dinastia Vivanco Museum в Риохе, «Центр культуры вина ШАБО» в Украине, La Musee de la vigne et de vin в Швейцарии, L`Imaginarium в Бургундии, Hameau Duboef в Божоле и The Wine Cultural Centre в Бордо. Остальные могут подать заявку на участие. Для этого необходимо предоставить в комитет некоторые данные, начиная от часов работы и заканчивая наградами, социальными проектами. И, безусловно, предоставить информацию о географической и культурной среде. По правилам организации, музей должен добавлять исторические, культурные и архитектурные детали в окружающую среду. Учитываются также и наличие парковки, доступ для инвалидов, количество языков, на которых проводятся экскурсии, годовые показатели посещения. В общем, абсолютно все. После ознакомления со всей предоставленной информацией, представители АСТЕ прибудут на место с инспекцией. После того, как музей признают пригодным, он получит доступ к электронной платформе – виртуальной карте. Что это дает музею? Во-первых, члены АСТЕ смогут вносить в карту информацию о своем предприятии, фотографии и другую информацию о предлагаемых объектах посещений, что является хорошим маркетинговым ходом. Во-вторых, все культурные инициативы по винной тематике, поддерживаемые Советом Европы, фактически автоматически касаются всех членов Карты, в том числе и спонсорские. В общем, членство в Карте музеев Европы не помешает. А пока Европа собирает желающих и данные, приведем свою карту музеев вина, которые стоят того, чтобы их посетили.

Текст: Валерия Суверток

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!