Во власти пузырьков, или Приходите завтра


 

Несмотря на то, что шампанское* традиционно воспринимают как напиток праздничный и чаще новогодний, в мировой ресторанной практике с приходом лета принято приглашать гостей на бокал прохладного игристого. Что ж, лето – тоже повод для праздника.  Окунемся в тему и мы.

Ситуация на отечественном рынке игристых вин нынче весьма любопытна, а текущие события порой имеют противоположную направленность. С одной стороны, на протяжении последних семи лет мы наблюдаем неуклонное снижение объемов производства, достигших, по итогу 2013-го и по сравнению с 2007 годом, 13,09% спада. Однако при этом нельзя сказать, что отрасль стагнирует. Свежие струи в нее вносят новые производители. Некоторые умудряются еще и перманентно наращивать производство. Скажем, такие предприятия, как Измаильский винзавод или Винный дом «Фотисаль», пока мало известны широкой общественности, и их достижения носят скорее региональный характер. Но, не побоюсь обвинений в некорректности сравнения и абстрагируясь от способа производства, замечу, что, к примеру, первый выпускает игристых вин в два раза больше, чем прославленный «Новый Свет».


Если детально проанализировать потенциал игроков отрасли, то картинка складывается следующая (таблицы 1, 2): согласно данным корпорации «Укрвинпром», у нас зарегистрировано 17 компаний, выпускающих игристые вина на собственных производствах. Мы же рассматриваем на одного игрока меньше, так как компания «Бизнес Вин» попала в перечень только потому, что в 2008 году она выпустила 10тыс. дал игристого вина (а срез по рынку мы делаем с 2007-го). И после официально от нее ничего на рынок не поступало. Что касается оставшихся 16 компаний, то они делят между собой рынок крайне неравномерно. Аналитики разделяют производителей на четыре группы, и первая – это  лидеры, которые, по заданным параметрам, должны выпускать более 50тыс. дал шампанских вин в месяц. На протяжении последних трех лет в их число входят «Артемовск Вайнери» и Киевский завод шампанских вин «Столичный». По итогам 2013-го, вместе они покрывают почти 46% рынка, так как по объемам производства с большим отрывом опережают остальных игроков. Несколько лет назад на вершине ТОПа стояло три компании, а первое место было за нынешним бронзовым производителем – Харьковским заводом шампанских вин. В 2009-м на его долю приходилось 19,54% рынка против 17,71% и 18,28% у АЗШВ и КЗШВ соответственно. Но в 2010г. он резко сдал свои позиции и по результатам прошлого года изготовил всего 491,2тыс. дал (против 1402,7 – у Артемовского завода и 1034,4тыс. дал – у Киевского).
За «лидерами» идут «преследователи» со среднемесячным объемом производства 20-50тыс. дал – это пять компаний, которые суммарно по результатам 2013-го занимают 36,59% рынка. «Резерв» выпускает 10-20тыс. дал, и к нему относятся четыре производителя с долей в отрасли, равной 13,29% рынка. И последняя группа, это «аутсайдеры»: менее 10тыс. дал – пять компаний и 4,13% сегмента. Кто именно принадлежит к той или иной группе, можно определить с помощью данных таблиц, но стоит отметить, что игроки в этих группах периодически перетасовывались. Помимо ХЗШВ, свои позиции с 2009 года сдали и другие: кто меньше – как «Одессавинпром» (8,28% против 8, 84%), кто больше – как Севастопольский винзавод (4,81% против 8,15%). В разной степени потеряли долю такие компании: Одесский завод шампанских вин (3,04% против 5,84%), «Новый Свет» (1,82% против 2,14%), Одесский коньячный завод (1,27 против 3,86%) и Черкасский ликеро-водочный завод, который сегодня занимает последнюю строчку в рейтинге (0,12% против 0,48%), уступая даже новичку – Винному дому «Фотисаль» с его 0,21%.

 

Динамика 2007/2013 демонстрирует, что наивысшие показатели за НПП «Нива», увеличившим производство на 206,64%, но в натуральном эквиваленте это составило не так уж и много: со 107тыс. дал в 2007г. до 328,1тыс. дал в 2013-м (справедливости ради заметим, продукция этого предприятия вызывает вопросы специалистов, скажем, на июньской дегустации корпорации «Укрвинпром» она была снята с оценивания за откровенно ненатуральные органолептические качества). На 70,32% повысились показатели у агрофирмы «Золотая Балка» и на 69,18% у Крымского винного дома Le`Empire Du Vin. Увеличение наблюдалось до последнего времени также и у «Артемовск Вайнери» – 44,31% и 9,66% роста дали «Вина Ливадии». Но наиболее существенный скачок совершила ПТК «Шабо», запустившая проект по игристым винам с 2010 года. Тогда было выпущено 1,7тыс. дал, а уже по итогам 2013-го – 37,9тыс. дал игристых вин классического и резервуарного игристого.  И если посмотреть на итоги прошлого года, то именно ПТК «Шабо» значится в лидерах – 210,66% роста. Прошлый год в «плюсе» закончили также «Одессавинпром» – 6,01%, все то же НПП «Нива» – 60,83%,  Le`Empire Du Vin – 46,45%, Измаильский винзавод – 51,26%, «Вина Ливадии» – 49,77% и Одесский коньячный завод – 1,36%.

Несмотря на эти положительные цифры, в целом, повторю, рынок продолжает падать: с 2007 года по 2013-й он сократился на 13,09%, а за 2012-2013гг. упал на 2,59%. В натуральном выражении все выглядело так: 2007 год – 6097тыс. дал, 2008 – 5779тыс., 2009 – 5718,7тыс. В 2010-м был подъем – 6021,2тыс., после чего снова спад: 2011 – 5446,6тыс., 2012 – 5440,1тыс., 2013 – 5299,1тыс. Причину снижения в указанный период эксперты видят в увеличении импорта (для справки: в 2013 году в Украину было завезено 356042,42 дал игристых, что на 32% больше, чем в 2012-м) и дефиците виноматериалов. По крайней мере, именно эти причины в конце прошлого года в интервью D+ озвучила директор завода шампанских вин «Новый Свет» Янина Павленко.
 Однако сегодня ситуация с импортом, мягко говоря, сложная, да и курс доллара должен повлиять на некогда нижнеценовой сегмент, ставший конкурентом украинскому шампанскому. А что касается виноматериалов, то еще в марте возник вопрос, что будут делать хозяйства первичного виноделия с материковой Украины, которые работали на обеспечение Крыма, если у них исчезнет рынок сбыта. Так что, вполне возможно, дефицита и не будет.


Но все же, итоги этого года окажутся, вероятнее всего, весьма плачевными, так как не только у «Нового Света», радостно принявшем российское гражданство, продажи по итогам июня упали на 90%, но и у остальных проукраинских предприятий наблюдается существенный спад. Причина лежит на поверхности: «Шампанское – напиток праздничный, а как сейчас можно что-то праздновать и чему-то радоваться?», – такими словами прокомментировала ситуацию технолог одного из предприятий. Да и повышение акциза не на руку производителям.
Кроме того, подводить итоги, вероятно, будут без учета крымских производителей, а это минус шесть предприятий из 16. Несмотря на то, что шампанские с полуострова по-прежнему есть на полках магазинов, скорее всего, это остатки со складов. На данный момент ситуация с поставками на материковую Украину не ясна и не совсем прозрачна. Но комментарии даже от действующих в рамках закона производителей сводятся к «приходите завтра». Впрочем, даже если крымскую продукцию и завозят, то как ее теперь считать: как импорт? Вопросов много – ответов пока нет. Но в общем, если отнять крымские игристые и сравнить с прошлогодними данными (без сомнения, объем за этот год будет иным), то потери составят 23,37%, или 1238,3тыс. дал шампанских вин. Стоит сказать, что эта цифра меньше, чем выпускает один только «Артемовск Вайнери», который закончил прошлый год с 1402,7тыс. дал. Но в нынешнем году, повторю, подобных объемов Артемовский завод шампанских вин, оказавшийся в зоне вооруженного конфликта, не ожидает, как не ожидают высоких продаж и остальные игроки.  
Кроме того, в сегменте произошли положительные рокировки. Сменился владелец у Одесского завода шампанских вин: от Gruppo Campari он перешел в руки одного из крупнейших украинских импортеров – компании «Винфорт». И у нас есть все основания полагать, что после стабилизации ситуации в стране новый собственник вернет былые позиции предприятия. Вспомним и то, что в конце прошлого года на рынок вышел новый серьезный игрок: крымский «Инкерман Интернешнл» расширил ассортиментный ряд игристыми. Его четыре позиции – брют белое, полусладкое белое, полусладкое мускатное белое и полусладкое розовое – вышли на рынок удачно и довольно агрессивно. И мы относим эти вина к своим, украинским, так как льются они на материковой Украине, на мощностях «Одессавинпрома». К тому же, пожалуй, главный игрок на ближайшую перспективу – ПТК «Шабо» настойчиво увеличивает производство игристых вин как классическим, так и резервуарным способами. Учитывая, что прогресс компании измеряется более чем 200%, есть основание полагать, что в недалеком будущем праздник вернется на нашу улицу. И у нас будут поводы поднять бокалы с шампанским.

 

*Сразу сделаем оговорку: законы о географическом происхождении и контролируемых наименованиях  D+ чтит, но в данном материале, оставаясь в рамках украинского законодательства, термин «шампанское» будем применять и для отечественной продукции.

Текст: Валерия Суверток

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!