Винный рынок мира: экспорт, импорт, потребление (по материалам OIV)


 

Международный кризис, начавшийся в 2008 году, не утих и в 2013-м. Особенно неприятной оказалась ситуация для Европы, где последнее время отмечается дегрессия в потреблении вина. Если сопоставить 2012 и 2013гг., то разница будет не в пользу последнего: минус 2925 миллионов литров. Прогноз по 2014-му делать еще рано, но, вероятно, усилившаяся в этом году антикоррупционная политика в Китае скажется на общемировых итогах.

 

Потребление вина в мире за последние 13 лет (точкой отсчета возьмем 2000-й) напоминает «американские горки»: до 2007 года включительно мир в целом наращивал объемы выпитого вина и с 225,7 млн гектолитров дорос до 252,4 (в 2005-м было незначительное сокращение, которое с лихвой покрылось данными за 2006-й). В 2008-м отрасль, как и вся экономика, идет на спад – 248 млн, в 2009-м происходит еще более резкое снижение – минус 8 млн гектолитров. За следующий 2010 год падение практически затормозилось – 240,3 против 240,9 в 2009-м, а 2011 и 2012гг. были уже с плюсом – по 241,2 млн за каждый год. В 2013-м же произошел следующий этап снижения: мировое потребление упало практически до показателей 2004 года, а это меньше, чем в острокризисные 2008 и 2009гг.

Наибольшее снижение в ЕС продемонстрировала лидирующая тройка винодельческих стран: Франция – 2088 млн, Италия – 838 и Испания – минус 200тыс. литров. Собственно, кто изначально оперирует большими числами, тот и теряет – не маленькими. А вот Германия, напротив, в «плюсах»: в 2012 году там выпито 20000 литров, а в 2013-м –  уже 20300. В положительном тренде пребывает и Греция – ее жители употребили на 232 тыс. литров вина больше, чем в 2012 году. Финляндия, Ирландия, Швеция и Швейцария также закончили год с плюсом, но не столь значительным, как немцы и греки.
Если смотреть на картинку в глобальном масштабе, то абсолютным лидером в потреблении стали американцы. Они сместили французов с пьедестала 2012 года, продемонстрировав показатели в 29,1 млн литров, против 28,18 млн, выпитых во Франции. Пока Штаты наращивают потребление, желанный и влекущий всех виноделов мира Китай  сдает свои позиции: минус 662 тыс. литров за год. Всему виной местная антикоррупционная программа, именно с ее введением сводки с показателями стали расстраивать, по крайней мере, импортеров. А в 2014 году кампания еще более ужесточилась, в итоге минус 30% за первое полугодие. Так как все процессы в природе, бизнесе и экономике коррелирующие, снижение потребления в Китае отразилось на Франции, которая в итоге потеряла 12,3% в деньгах и 2,1% в объемах. Но если в КНР просто борются с неконтролируемыми расходами на алкоголь среди чиновников, отчего и снижаются продажи, то французы просто меняют свои предпочтения. И если раньше казалось, что у них вино течет по жилам, то сейчас, оказывается, оно разбавилось водой, чему минздрав должен быть рад. А вот мэтры французского винопроизводства в напряжении: дело не только в падении продаж – так и наследие можно утратить.
Пока Европа и Китай стагнируют, страны Нового света, за исключением Австралии, наращивают обороты. Так, Аргентина, несмотря (или вопреки) на движение к банкротству, все-таки объявленному летом этого года, в 2013-м увеличила спрос на вино на 286 тыс. литров. То ли там все на самом деле не так плохо, то ли население таким образом заливает горе и проблемы, но как бы там ни было – в процентном соотношении ее показатели опережают все страны.


Международная торговля

Пока мировое потребление скачет то вверх, то вниз, международная торговля вином с небольшими колебаниями в целом перманентно увеличивается. По крайней мере, в 2012 году показатели были чуть ли не в два раза выше, чем в 2000-м: 10004 млн против 5999 млн литров. Но 2013 год оказался неудачным – оверсолт превысил двухлетний рост, достигнув 9785 млн л (в 2011-м было продано 9950 млн, а в 2012-м, повторю, – 10004 млн). Колебалась и средняя цена за литр, однако за рассматриваемый период (2000 – 2013) она увеличилась с 2,28 до 2,62 евро за литр. В 2009 году цена достигла рекордного за этот период падения – 2,09 евро. Начиная с 2010-го, цена перманентно увеличивалась, и к 2013-му достигла пика в 2,62 евро за литр. Что касается международной торговли в разрезе вырученных средств, то за период с 2000 по 2013 год она выросла с 13704 млн до 25675 млн евро.

В международной торговле вином, безусловно, лидирует категория тихих бутилированных вин – 5426,1 млн проданных литров, однако по итогам 2013 года категория сократилась на 3,6% (в денежном же эквиваленте продолжался рост). Следующим направлением по объему продаж является балк – 3709,5 л в прошлом году, это количество на 1% меньше, чем в 2012-м. Третья категория – игристые – за прошлый год продемонстрировала рост на 3,4%, однако в натуральном выражении ее продажи значительно уступают даже балку – 649,8 млн литров. И последняя – самая малообъемная категория – муст. На его долю в 2013-м пришлось 67 млн л, что на 25,4% меньше, чем в 2012 году.
Что касается финансовой стороны вопроса, то она в плюсах у всех направлений, кроме сусла – минус 5,6% и 5,3 млн евро. По деньгам наибольший прирост за балковым вином – 7,1% и 198,5млн евро (всего за 2013 год балка было продано на сумму в 3011,2 млн евро). Игристые выросли на 1%, а бутилированные – на 0,6%.

ТОП экспортеров

В пятерке лидеров по экспорту Франция, Италия, Испания, Германия и Португалия. Разрыв в цифрах между занимающей первое место Францией и следующей за ней Италией – огромный, а сравнивать ее поставки с португальцами – так и вовсе не серьезно. Тем не менее, все они в одной упряжке, объединенные мировой статистикой в ТОП-5. В противовес тяжеловесам выносится шестерка новосветских производителей, которые сообща экспортируют в разы меньше, чем европейцы: 5907 млн евро в 2013 году против 17007 млн евро от ТОП-5. При этом наблюдается любопытная, но вполне закономерная тенденция: производство у первой группы падает, а экспорт – растет. Параллельно действует вторая группа, где ситуация обратная: ее экспорт в целом падает, но падает только у 4 стран из 6. Резкое сокращение показателей Аргентины и Австралии дало падение на 1% и 61 млн евро по всей группе. В то время, как первая группа продемонстрировала прирост на 2,4% и 400,7 млн евро.


ТОП импортеров

Если смотреть по объемам, то в категории импорта лидирует Германия, если же с точки зрения сумм, на которые завозится вино, то больше всех за него платит Америка, а немцы стоят на третьей строчке. Вторую же в обеих категориях – и литрах, и евро – занимает Великобритания. Наибольшие положительные изменения в 2013 году произошли в РФ – там нарастили легальный импорт на 11,9% в денежном эквиваленте, достигнув 911,8 млн евро. Хорошие показатели также у Швеции – 7,9% и у Дании – 7,6%. Последняя дала и наилучший показатель в объемах – 7%, за ней следуют Голландия – 3% и Япония – 2,4%. Хуже всего дела обстоят у Франции, которая не довезла 11% литров вина, а вот в евро наибольшее сокращение за Великобританией – 5,2%.
Рассмотрим экспорт по группам. Лидер 2013 года – США – больше всего завозит бутилированного тихого вина – почти 79%, игристые занимают всего чуть более 15% от всей доли импорта. Великобритания завозит практически столько же игристых вин – около 17%, немного меньше тихих – почти 71%, но в два раза больше, чем американцы – балка. Вообще, в список попало 13 стран. Так вот в этой чертовой дюжине более всего балка закупает по-прежнему Франция – в процентном соотношении на него приходится свыше 37% от общего импорта. За ней следует Швеция – 27,5% и замыкает тройку лидеров Германия, которая традиционно завозит много балкового вина в страну – в общей картине на него приходится 24,4%. А вот менее всего в балке заинтересованы канадцы – менее 5%. Они отдают предпочтение тихим бутилированным винам –  так же, как и китайцы. У обеих стран – почти 89% приходится на них. И они лидеры в данном отношении. Но игристые в Канаде все-таки любят на пару процентов больше, чем в Китае. Лидерами в группе поклонников игристых традиционно остаются Бельгия и Япония.


Великолепная пятерка 2013 года

Основными рынками сбыта для виноделов всего мира являются США, Великобритания, Германия, Канада и Китай. Список их предпочтений разнится, но в целом он крутится вокруг нескольких стран, и никого непредсказуемого в этом перечне нет: Франция, Италия, Испания – из Старого света и Австралия, Аргентина, Чили, ЮАР, Новая Зеландия – из Нового. В общем, «знакомые все лица». Так, для США основным поставщиком вина является Италия, отправившая на американский рынок в прошлом году 290,7млн литров на сумму в $1609,4 млн. Следующей по объемам идет Франция, на ее долю приходится $1436,6 млн и 116,2 млн литров. Оба экспортера за прошлый год нарастили свои показатели и в натуральном, и в денежном выражении, тогда как остальные страны – понизили. При этом наиболее существенное падение за Аргентиной – минус 5,9% в долларах и 28,0% в литрах.

Если в Штатах Франция уступает место итальянским винам, то в Великобритании она лидирует по объемам поставок. За 2013 год она завезла вина на 1169,5 млн фунтов стерлингов, что на 8,1% меньше, чем в 2012-м. В литрах это составило 191,1 млн и минус 4,9%. Снизились показатели у всех ключевых стран-поставщиков, и только чилийцы умудрились усилить свое присутствие на 10% за год (в денежном эквиваленте прирост составил 2,8%).

На немецком рынке чилийцы показали еще более впечатляющий результат – 44,6% роста по литрам и 13,9% по деньгам, однако по объемам Чили занимает последнее место. Лидирует же среди импортеров в Германии – Италия, показатели по которой выросли за прошлый год в стоимостном, но не в натуральном выражении. Что, впрочем, не мешает итальянцам оставаться на верхней строчке, опережая ближайших конкурентов – французов и испанцев, которые также показали падение. В плюсе по литражу, помимо Чили, еще и ЮАР – 20,7%. Ситуация с финансовыми показателями иная: несмотря на сокращение объемов поставок фактически у всех ключевых поставщиков, в денежном эквиваленте они все, за исключением Франции, нарастили показатели. Наивысший – за Испанией, которая при этом еще и более всех уменьшила объемы в литрах. Таким образом, можно утверждать, что цены на испанское вино выросли больше, чем в других странах.
На рынке Канады основными импортерами являются Франция, сократившая свое присутствие за прошлый год на 2,8%, но увеличившая денежный эквивалент на 7,1%, и США, показатели по которой выросли и там, и там на 6,7 и 15,1% соответственно. Нарастила поставки в Канаду также Австралия, остальные же страны закончили год в минусе по литрам. Что не помешало некоторым из них увеличить доходную часть. В финансовом минусе оказались Аргентина и Австралия, рост по поставкам которых не помог ни увеличить, ни сдержать на прежнем уровне свои цены, а с ними – и общую финансовую картину.
 


Несмотря на общее сокращение импорта в Китае, чилийские вина нарастили свое присутствие на рынке на 37,1%, до 83,6млн литров. И это единственная страна с плюсом в объеме, остальные показали снижение поставок: лидирующая Франция сократила их на 2,1%.
Вроде и не много, но в денежном эквиваленте из-за сокращения продаж элитных вин падение оказалось более существенным и наибольшим в группе – 12,3%. По деньгам упала и Испания – 6,9%. Остальные при снижении объемов увеличивали цены. К слову, наименьшее падение у американцев – они сократили менее 1%.

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!