Вот – новый поворот: старый сбитень народ пьет


 

Не так давно на одном из массовых мероприятий публике презентовали новый для нашего рынка, но на самом деле очень древний напиток – сбитень.

 

Тогда же, в одной из номинаций конкурса от «Укрпива», «Збитень» от компании «Новые Продукты» – отечественного лидера слабоалкогольного сегмента – стал призером. Учитывая, что сбитень относится к иной группе напитков, так как подразумевает ферментацию и живое брожение, а, следовательно, производство требует принципиально другого, чем для слабоалкогольных напитков, оборудования, я, признаться, была удивлена этим поворотом в карьере компании. О новом векторе мы и поговорили с Викторией Папазовой – директором по маркетингу ГК «Новые Продукты» и руководителем направления зброженных  напитков в ГК «Новые Продукты» Андреем Хилькевичем.

D+: Виктория, начну с комплиментов (что для меня, честно говоря, несвойственно). Хоть меня сложно впечатлить вкусом напитка, но на этот раз я покорена: цвет, аромат, вкус – все просто невероятно! Неудивительно, что вы получили за него Гран-при… Насколько понимаю, «Збитень» появился не так давно.
В.П.: Да, только в этом году. Для нашей компании это абсолютная новация. Под этот проект мы запустили ферментирующие мощности, с которых вышло уже два продукта – помимо «Збитня» выпустили также сидры APPS. Между прочим, последние за два месяца достигли настолько хороших продаж, что стали вторыми по стране в своем сегменте.
D+: Сидр, я могу понять, – он набирает обороты по продажам, но почему «Збитень»? Ведь это совершенно незнакомая потребителю категория.
А.Х.: Шесть лет назад я занялся поиском такого напитка, который современные люди еще бы не пробовали. Кроме того, я хотел найти альтернативу слабоалкогольным. А сбитни – это старославянские напитки, о которых все позабыли. Я добыл и изучил различные фолианты, где было расписано: из чего делался, какие процессы производства предусматриваются, в какие времена года его пили и т.д. В течение двух лет идея вызревала, и в 2010-м «Збитень» был впервые выпущен на территории Беларуси. В 2012 году мы познакомились с компанией «Новые Продукты», которая предложила сотрудничество по производству напитков брожения.
D+: Андрей, расскажите, пожалуйста, подробнее о напитке, так как я впервые его пила и могу только догадываться о составе.
А.Х.: Все просто: это напиток на меду, травах и солоде. Причем, солод используется различный – ржаной, пшеничный, овсяный.  
В.П.: В нашей линейке три вкуса: «Клюквинец», «Черносливец» и «Прянишник». Последний похож на коврижку – он самый насыщенный по вкусу, в нем корица, пряности. Думаю, в зимнее время года это будет рождественский напиток. Не заменитель глинтвейна, но что-то сладкое и оригинальное. Вообще, уникальность сбитня в том, что, в отличие от пива, которое потребляется только холодным, его пили и в горячем виде. То есть, это продукт, который может поломать сезонность, имеющуюся на пивном рынке.


Та формула, которая у нас получилась, – действительно уникальна. Об этом говорят и европейские эксперты, которых мы привлекли, чтобы оценить результат. Мы долго отшлифовывали технологию. Ведь ферментированные напитки для нашей компании – направление новое. Но важно было отточить не только технологию варения и рецептуру (кстати, в украинском варианте сбитень получился несколько иным, чем в белорусском), мы проводили также многочисленные исследования, чтобы выявить его целевую аудиторию: будет ли она той же, что и у пива, или шире. Оказалось, что потребители сбитня более разнообразны по возрастному цензу, а все потому, что продукты на меду довольно редки в обиходе.
D+: Ферментация, мед, травы – продукт явно не из дешевых.
В.П.: Порядка 13грн за бутылку 0,35л на полке. Эта цена коррелируется с началом высокого сегмента в пиве. Но в принципе, вы правы, стоимость производства сбитня в разы дороже пива.
D+: Андрей, а на каком предприятии в Беларуси вы производите этот напиток?
А.Х.: Мы его делаем на «Кринице» – это самый крупный пивоваренный завод. Там мы варим и разливаем для белорусского и российского рынков.
В.П.: Андрей – фанат своего дела и обладает уникальными знаниями. В симбиозе с ним мы надеемся создать абсолютно новую отрасль как для Украины, так и для внешних рынков.  Думаю, подобное направление заинтересует и Прибалтику, и Польшу, и другие европейские рынки. Тем более, что продукт по качеству полностью соответствует нормам. На нашем предприятии под это направление была создана лаборатория инноваций, благодаря которой мы с конца лета начали более детально специализироваться на производстве для реализации вот таких уникальных, древних рецептур.
D+: Виктория, вы сказали, что сбитень может заинтересовать Европу. Каково Ваше мнение о конкурентоспособности украинских напитков в целом?
В.П.: Я оцениваю украинские продукты как продукты высокой конкурентоспособности. Во-первых, многие наши предприятия уже имеют международные сертификации ISO и ХААСП, имеют современное производство, системы розлива и т.д. Во-вторых, мы, пожалуй, – еще та страна, которая может похвалиться натуральным экологическим сырьем. Это то, чем стоит гордиться. Думаю, вкусовая линейка, которую мы предлагаем, подходит для европейского потребителя. Как минимум, она будет ему интересна. Украинские продукты отличаются от европейских часто тем, что они более насыщены по вкусу. Вот наш яблочный сок (наш – в смысле украинский) – совсем не такой, как производят, например, в России, у нас он гораздо более насыщен по сладости, по кислоте. И этот баланс вкуса присутствует также в других категориях напитков.
Еще одним дополнительным конкурентным преимуществом для нас стало то, что рекламные кампании, методы продвижения на рынке мы – и наша компания, и Украина в целом – уже освоили, переняли у Запада, и знаем, как это делать, но уже на их территории.
А.Х.: Украина – страна сельскохозяйственная и сырьевая база для напитков здесь уникальная: отличные растения, зерно. Поэтому, думаю, конкуренцию напитки выдержат, но при условии, что будут созданы из украинского сырья.
D+: Какие рынки, с точки зрения экспорта, для украинских продуктов реальны, а до каких они не доросли?
А.Х.: Мы ведем активную работу по получению информации в плане законодательства, регистрационных моментов. Выясняем, есть ли у нас конкуренты и в какой ценовой категории они находятся.
В.П.: Если рассматривать на примере нашей компании, то по ферментированному направлению для нас реальными рынками являются как СНГ, так и страны, которые близки к славянскому менталитету, имеют сходную культуру или исторически были связаны с нами. Я уже упоминал их, это – Прибалтика, Польша, Венгрия и еще Германия. Но, представьте, мы получили первый неожиданный успех на африканских рынках: Нигерия становится активным потребителем Shake, и я надеюсь, что и другие наши продукты будут признаны там.
D+: Помогают ли структуры ЕС в продвижении украинских товаров на европейский рынок?
В.П.: Нашей слабоалкогольной отрасли структуры ЕС помогают, высказывая экспертное мнение по регулированию, по акцизам, сборам и прочим вопросам. Весной у нас был круглый стол с участием специалиста, который отвечает в странах Прибалтики за акцизную политику, и он рассказывал, как изменение акциза повлияло на экономику их стран. Приводил и другие примеры, в частности Грузии. И везде один вывод: не всегда прямое, бездумное повышение акцизных сборов способствует накоплению в бюджете. Ведь есть еще большие потери за счет того, что игроки сходят с дистанции, что потребитель переходит на дешевые, зачастую некачественные, продукты. Это вряд ли поможет бюджету государства.
D+: Знаю, что у вас есть филиал на территории России. Как сейчас там обстоят дела?
В.П.: К сожалению, тех объемов, которые у нас там были ранее, на сегодняшний день нет. Тем не менее, мы слышим от коллег с российского рынка, что они хотели бы торговать украинскими продуктами и не видят для них конкурентов на своем рынке, но сделать этого не могут из-за сложившейся политической ситуации. Боятся повторения истории «Боржоми»,  когда в один момент Роспотребнадзор заявил: «Забирайте воду с полок и делайте с ней, что хотите». К счастью, у нас есть продажи и в других странах, что перекрывает сокращение на территории РФ.
D+: Виктория, Андрей – спасибо вам обоим за беседу. Рекордных продаж сбитня и в Украине, и за ее пределами!

Текст: Валерия Суверток

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!