Петр Пасичник: «Наша главная задача – поднять «Фрутаром Этол (Украина)» на тот уровень, на котором он работает на международном рынке»


 

Для некоторых кризис – самое удачное время для реализации новых проектов, для других – момент значительных потрясений и смещения приоритетов. Как ведущие компании справляются с трудностями в период рецессии, представителям D+ поведал директор одного из ведущих украинских предприятий «Фрутаром Этол (Украина)» Петр Иванович Пасичник.

Drinks+: Петр Иванович, мы долго знали Вас как директора компании «Этол-Украина». Сейчас она слилась с международным производителем ингредиентов – Frutarom. Расскажите, пожалуйста, о структуре нынешнего предприятия.
Петр Пасичник: С 2013 года мы представляем единую глобальную структуру, что позволяет нам и дальше активно развиваться. Кроме того, во время слияния мы сумели сохранить лучших специалистов и ключевых технологов, работавших в «Фрутаром Юкрейн» и «Этол-Украина». Сегодня наша компания представляет в Украине все бренды, находящиеся в портфеле «Фрутарома», среди которых – Etol. Это сильная торговая марка, которая работает на местном рынке с 1994 года, поэтому мы решили ее оставить в названии предприятия – «Фрутаром Этол (Украина)».

D+: Какие тенденции Вы бы выделили на рынке?
П.П.: Сегодня главный тренд на мировой площадке – натуральность. В Украине этой волне следуют лишь лидеры рынка, среди которых и наша компания. Мы прошли все процедуры, связанные с сертификацией продукции, и, разумеется, у нас есть все необходимые документы. Интересно, что до последнего кризиса, который случился в Украине в 2014-м, многие отечественные производители решили удержаться на рынке именно за счет «натуральности». В частности, к нам начали обращаться компании, которые не специализировались ранее на этом сегменте, но хотели замаскировать пометкой «натурально» не совсем здоровый продукт. В начале этого года появился еще один тренд – удешевление: при росте курса валюты компании пытались снижать себестоимость продукции. Тем не менее, уже тогда было понятно, что это невозможно, хотя бы потому, что гривня обесценилась не на 10-15%, а на 70-80%. И когда цены пошли вверх, стало ясно, что нужно искать решение, как работать дальше в сложившихся условиях с новыми ценами на ингредиенты и рабочее сырье.

D+: Вы сейчас говорите о привозных ингредиентах, но есть же и украинские.
П.П.: На украинском рынке производится совсем небольшая часть ингредиентов. Например, концентрированный яблочный сок и экстракт эхинацеи. Все мы понимаем, что Украина – часть глобального рынка. Как только цена концентрированного яблочного сока станет значительно ниже, чем во всем мире, то вся продукция уйдет на экспорт, а украинцы попросту не смогут его купить. Поэтому тут более актуальна дефиниция не подорожание сырья, а падение гривни. Сегодня цены на ингредиенты и продукты колеблются, но незначительно. Когда падает гривня, наблюдается снижение потребления. А если снизится потребление, то и, соответственно, снизится спрос на нашу продукцию. Допустим, мы имеем до 10% украинского рынка ароматических ингредиентов, а это значит, что если производтво снизилось на 20%, то и наши 10%, соответственно, снизились на эти же 20%. Иными словами, если мы хотим сохранить свои обороты, то должны забрать свою долю на рынке – такая перед нами сейчас стоит задача. В первую очередь, это нужно делать посредством поддержки нашего потребителя – заказчика ингредиентов. Если он удерживает крепко рынок, то и мы с ним не падаем.

D+: Как налаживаете контакт со своими партнерами во времена кризиса?  
П.П.: Сегодня мы активно следим за новыми тенденциями на зарубежных площадках – какая продукция пользуется наибольшим спросом, а что наоборот – отходит. Эту информацию мы распространяем среди наших клиентов, что в некоторой степени позволяет нам формировать и моделировать тренды на местном рынке. К сожалению, мы не в состоянии управлять ценами, зато мы готовы предложить те условия, на которые сегодня идут далеко не все компании. К примеру, в то время, когда многие выходят на полную предоплату, мы принципиально не пересматриваем наши договоренности с клиентами. Мы прекрасно понимаем, как нашим партнерам сложно в условиях кризиса, поэтому пытаемся создать максимально выгодные условия для ведения бизнеса. Конечно, наши финансовые показатели при этом страдают, но это наша принципиальная политика. Нам также важно поддерживать складские запасы продукции своих партнеров, то есть, мы берем на себя решение проблемы неравномерности закупок. Сейчас мы успешно работаем с лидерами рынка, в частности с ТМ «Оболонь», ТМ «Биола», ТМ «Coca Cola», компаниями «Аквапласт», «Напитки плюс», «PepsiCo». В списке наших деловых партнеров известные компании-производители нектаров, «Сандора» и «Джаффа», которые используют в своем производстве 100% натуральные ароматы с одноименных фруктов. Сотрудничаем с представителями молочной индустрии, ТМ «Ферма» и ТМ «Комо». Продукция  «Фрутаром Этол (Украина)» присутствует во всех сферах пищевой промышленности Украины: напитках, мороженом, кондитерке, мясных и молочных продуктах, снэках, табачных изделиях, кормах для животных, продуктах быстрого приготовления, соусах и майонезах.

D+: Давайте вернемся к трендам. Вы рассказывали о натуральности как основной тенденции развития рынка, а что можете сказать по поводу вкусового разнообразия?
П.П.: Когда мы говорим о натуральности продукта, то, в первую очередь, связываем с ним ассортиментный ряд. Если ранее на рынке была широко представлена экзотика, то сегодня это направление претерпело значительные изменения. Хотя бы потому, что покупатель доверяет продукции, которую он знает. Не стоит говорить о натуральности личи или другого экзотического фрукта, если человеку этот продукт просто не знаком. Он, скорее, может оценить яблоко, например, в том же «Живчике». Иными словами, произошло сужение вкусового ассортимента. Сейчас особое внимание уделяется вишне, малине, смородине, моркови и свекле. Поскольку люди хорошо знакомы с полезными свойствами этих продуктов и им интересно попробовать их в натуральном напитке. Если говорить о таких фруктах, как маракуйя, папайя, ананас, – они стоят на втором месте.

D+: Вы много лет в этом сегменте. Расскажите, как менялся рынок поставщиков.
П.П.: На самом деле, ингредиенты – это высокотехнологичные продукты, которые требуют высокой квалификации. Поэтому компании, действовавшие по только принципу «где больше заработок – там и капитал», отсеваются. Идет глобализация производителей-поставщиков, которые озадачены созданием собственных структур реализации. Поэтому дистрибьюторы, которые не имеют тесных деловых отношений с этими поставщиками, просто не выживают на рынке. Из-за того, что происходит с гривней, возникают задолженности перед зарубежными партнерами, поэтому многие фирмы сошли с дистанции. Но конкуренты развиваются, поэтому и наша задача – не отставать. Сегодня мы занимаем 3-4 место в Украине по продажам ароматических ингредиентов в пищевую промышленность. Наша главная задача – поднять «Фрутаром Этол (Украина)» на тот уровень, на котором он работает на международном рынке.
D+: Желаем Вам успехов и благодарим за беседу!

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!