Два мира – две системы

Противоречия украинской дегустационной школы

Публичные оценки украинского вина сводятся к двум крайностям. Одни говорят о его уникальности и самобытности, другие не признают вообще. И дело тут не во мнениях и вкусах. В нашей отрасли существует парадокс: тот, кто делает вино, редко сравнивает свою продукцию с зарубежными образцами. А потребители, напротив, все чаще проводят аналогии с известными мировыми брендами.

Нахваливая свои вина и называя их «почти французскими», технологи, в своем большинстве, понятия не имеют о том, как выглядит равнозначный продукт во Франции, Италии и других странах. Проблема и ментальная, и материальная. Дегустация вин для специалистов компании стоит немалых средств. Ведь это не разовая акция, а постоянный процесс, который сегодня исключается из практики многих производителей по экономическим соображениям и сложившимся традициям. Обладая знаниями биохимических процессов и технологических правил производства, специалисты ориентируются не на общепризнанные эталоны, а на доморощенные образцы, или «собственную школу», если смягчить формулировку. Школа же безнадежно устарела. За двадцать лет в мировом виноделии появились не то что новые подходы, родились иные винодельческие страны и континенты, такие, как Новая Зеландия, Австралия, ЮАР… А наша отрасль продолжает жить по традициям и стандартам времен соревнования двух общественных систем. Массовый выпуск дешевых вин на суррогатной основе, боязнь внешней конкуренции, устаревшая классификация вин и технологических правил их производства не способствуют изменению вкусов и представлений о продукте.
К счастью, за двадцатилетний период в стране появился новый центр знаний о вине. Его сформировали не профессионалы в производственном толковании термина, а сомелье ресторанов, импортеры вин и просто их любители, путешествующие по миру и коллекционирующие свои впечатления о разновидностях самого древнего напитка. Они слабо разбираются в особенностях технологий, зато чувствуют привлекательность и харизму вин, так же, как мировые эксперты. Вкус поставлен. И на него мало влияет блеск исторических регалий и рейтинги продаж компаний. Независимые одиночки представляют потребителей на уровне просвещенных людей, способных кислое не называть «кислинкой», а подслащенное сахаром – «питким».
Именно потому, что у нас существуют два параллельных винодельческих мира, отрасль не сложилась в единое целое. Я имею в виду общие правила и принципы оценки вин. Если бы эти миры хотя бы сблизились, выиграли бы и производители, и потребители. Но пока на публичных дегустационных конкурсах мы не видим сомелье, а в винные бутики не заглядывают технологи.
На одном из интернет-форумов мне задали вопрос, дескать, не надоело ли вам, виноделам, устраивая «междусобойчики», раздавать друг другу медали? «Пора принимать участие во взрослых винных соревнованиях, как это делают молдавские и грузинские производители», – советует мой визави по имени Игорь из Одессы. В личном плане я ответил. В конце прошлого года аккредитовался на авторитетном International Wine Challenge, где для дегустационного и лабораторного исследования представляются вина всех континентов и стран. Но, если говорить о престиже отечественных конкурсов вин, то его, несомненно, надо поднимать. И, прежде всего, приглашая в жюри независимых экспертов из сообщества сомелье, тех, кто пишет о вине, и тех, кто продает его людям. Так уже давно делают за рубежом, и потому награды их конкурсов приобретают ценность общественного признания.
В нашей среде нередко можно услышать мнение, дескать, профессиональная дегустация – это одно, а потребительская проба на вкус – совсем другое дело. Но жизнь опровергла такие суждения. Ныне широко известный дегустатор №1 в мире Роберт Паркер когда-то был осмеян французскими виноделами за выдуманную им 100-балльную систему оценки вин. Но через несколько лет Франсуа Миттеран вручил ему орден «Кавалер национальной славы» за уникальный вклад в развитие национальной отрасли. Немало и других авторитетных винных дегустаторов, которые по профессии были музыкантами, юристами, врачами, телеведущими. Среди них Оз Кларк, Майкл Эдвардс, Годфри Спенс…
В любой отрасли оценку достижений делают не производители, а пользователи продукции. Водители объективно судят об автомобилях, «юзеры» – о компьютерах, туристы – об отелях. Конечно, при условии, что подразумевается эталон, без которого выбор часто выглядит поиском меньшего зла.
Именно поэтому я советую всем, кто делает вино, забыть о профессиональных амбициях и смотреть на свой продукт глазами потребителя. Причем не всякого. А лишь знакомого с лучшими достижениями в этой сфере.

Роберт Гулиев

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!