Авторская рубрика винодела Роберта Гулиева


Со времен умных греков и отважных римлян аристократизм отождествляется с умением давить виноград и управлять брожением.  Катон, Колумелла, Гораций, Палладий, Плиний, кроме прочих заслуг, славились великими винодельческими познаниями. Предмет особой гордости русского дворянства времен освоения Новороссии – приусадебная винодельня с «выписанным» из Франции мастером погреба. Содержание и того, и другого считалось царским шиком.
Нынешние знаменитости, по примеру Фрэнсиса Копполы, Жерара Депардье, Анджелины Джоли и Брэда Питта, либо раскручивают собственные винные бренды, либо заводят погреба, куда гости входят с благоговением посетителей Лувра и Прадо. Но сколько бы мы ни перечисляли имен известных людей и номеров лотов винных аукционов – все это будет лишь повторением старой истины о тайном притяжении  эстетики форм к эстетике вкусов. 
И все же, почему вино и мода так близки?

Оставим лежащие на поверхности ответы о пользе для здоровья бокала красного, о способности винного алкоголя сжигать калории и выводить холестерин… Увы, полезное и модное не всегда совмещаются на подиумах и в нашем сознании. Курение убивает людей, но кто думает о вреде табака, затягиваясь ароматной сигарой от знаменитой фирмы? Мода возвышается над рацио. И эта особенность человеческого рассудка, или  нашей психики, формирует свои алгоритмы.

Однажды замечательный винный критик Мэтт Крамер попросил знатоков назвать персону, стоящую за успехом итальянских вин  на американском рынке. Завязался  профессиональный спор вокруг имен Анджело Гайя, Пьеро Антинори, Джона Мариани  и многих других великих виноделов Апеннинского полуострова.  Но победила кандидатура, названная Крамером, – Джорджио Армани! Как ни парадоксально, но итальянское виноделие своей известностью обязано седовласому королю мировой моды. Все объясняется просто. Когда Америка еще не знала Армани, индустрия и тренды моды принадлежали Франции. Светские вечера, показы новых моделей, выставки, вернисажи, кулинарные изыски, парфюмерные и ювелирные салоны были наполнены вином и духом Франции. Желаете крутой ивент – не обойдетесь без  французского присутствия.  С появлением Армани соотношение сил изменилось. Гангстерские пиццерии превратились в приличные рестораны, и американцы полюбили доступные пасты и спагетти больше, чем фуа гра. В модных салонах в бокалах гостей плескалось итальянское вино и пенящийся Prosecco, изготовленный методом Шарма, означал не меньше, чем классический Moet&Chandon.

Сегодня нечто похожее происходит с латиноамериканскими винами. Они еще далеки от трендов высокой моды, но для них уже распахнуты двери светских гостиных. Десять лет назад трудно было представить официальный прием в европейском учреждении, где бы подавали аргентинские или чилийские вина. Теперь их можно встретить на приемах королевы Елизаветы. За что торговые представители винных компаний в Соединенном Королевстве удостаиваются высших наград своей страны. Благодаря успеху вин  из Нового света вся сельскохозяйственная отрасль  этих стран получает дополнительное конкурентное преимущество. Вы убедитесь в этом в любом супермаркете, поинтересовавшись, например, происхождением морепродуктов, масла, мяса, овощей и фруктов. Все, что имеет высшие потребительские оценки, произведено в странах с развитым виноделием. Но это уже другая тема.
Вино привязано к событиям творческого характера и не мешает общению людей. Бокал вина обостряет чувственные восприятия, оставляя чистой голову. Нам не надо прибегать к жевательной резинке, чтобы не смущать собеседника пивным  духом.  Быстро усваиваясь, винный алкоголь улетучивается через два-три часа, поэтому с вином мы не теряем мобильность и способны без риска сесть за руль после приема или вечеринки.
Всегда восхищаясь романтическими свойствами вина, мы забываем о его  практичности  и универсальности, качеств, на которых основывается современный дизайн.  Вино может служить разным целям одновременно. Оно – прекрасный подарок к любой дате, за исключением детских праздников, статусный признак, угощение, часть оформления интерьера, напиток, утоляющий жажду, элемент из коллекции, аперитив, дижестив… Широта диапазона применения –  только одна из причин, поясняющих его популярность.

Вино модно еще и потому, что обеспечивает прочную связь между природой и человеком, оставаясь притягательным объектом творчества. Сущность вина не изменилась за тысячелетия, но его основные характеристики эволюционировали так же, как и общечеловеческая культура. Сегодня мы вряд ли смогли бы пить лучшие в Древнем Риме фалернские вина, как не стали бы есть зажаренного на вертеле быка. Вкусы формирует прогресс.
Сегодняшняя мода как выражение представлений об эстетике XXI века предъявляет к вину иные требования, чем это было двадцать лет назад. Понижение уровня содержания алкоголя и сахара, сохранение первичных свойств винограда, индивидуальность ароматических и вкусовых букетов – те вещи, которые люди воспринимают лучше, чем фразы из старых легенд и цитаты Омара Хайяма. Вино модно потому, что оно меняется вместе с нами. Когда мы достаем из семейных альбомов свои фотографии юных лет, то способны умиляться воспоминаниям, но не хотим носить одежду прошлого и находиться в интерьерах вчерашнего дня. Точно так же, открывая бутылку вина, мы стремимся найти новые вкусы и познать новые впечатления.

Роберт Гулиев

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!