Авторская рубрика винодела Роберта Гулиева


К добротным и практичным вещам время добавляет дизайн и технологичность. Над сочетанием  разноплановых свойств работают компании, рынки и страны. Будущее за удобными, полезными, надежными и красивыми товарами, которые активизируют интеллект, сердце и воображение. Когда я достаю из шкафа бокал компании Riedel, мне кажется, что в его тонком хрустальном ореоле заключена  именно эта идея.

Впервые об австрийской семье мастеров хрустальных шедевров я узнал во Франции, отметив, что в большинстве бутиков и ресторанов вино предлагают дегустировать именно в их бокалах. Стоит заметить, французские профессиональные амбиции столь высоки, что иностранное доминирование в сферах виноделия исключено, как появление женщины на мужской половине мечети. Тем не менее, именно в Riedel подавались вина именитых брендов и известных в мире Гран Крю.

Опытному дегустатору давно известно, что форма бокала влияет на наше восприятие вина. На многих дегустационных форумах  эксперты,  бывало, путались в оценках, когда сменялись бокалы: например, более вместительные на менее объемные и с разными диаметрами верхнего ободка. Но семейству Риделей удалось математически просчитать  зависимость форм, пропорций ножек, чашек, ободков с силой наших  ощущений носа и рта. Как авиаконструкторы, создавшие эволюцию обтекаемых форм во имя идеального скольжения, Ридели выполнили противоположную задачу, сумев остановить потоки ароматов в стеклянных полусферах.

Георг Йозеф Ридель - третье поколение знаменитой династии

Сегодня я понимаю, что во имя достижения  обычных целей им пришлось осуществить невероятно сложные технологические и даже анатомические исследования. Скажем,  вкусовые рецепторы во рту человека располагаются неравномерно и, чтобы задействовать как можно большее количество нейронных связей для оценки вина, надо, чтобы бокал попал в наиболее чувствительное место. Вспомним афористичного и популярного героя мультфильмов, который советовал есть бутерброд колбасой на язык, а не на небо. Кое-что в ней оказалось очень значительным.

В 1901 году журнал экспериментальной психологии Philosophische Studien («Философские исследования»), основанный профессором медицины из Лейпцига, впервые  опубликовал карту расположения вкусовых рецепторов на языке. Кончик чувствителен к сладости, задняя часть — к горечи, кислотность максимально ощущается боковыми точками языка, а соленость воспринимается  одинаково во всех точках. Поэтому для вкусового ощущения важно, на какую часть языка попадает вещество. Австриец Георг Ридель гениально применил открытие в своем деле.

Так появилось первое научно-практическое подтверждение взаимосвязи вкуса вина и формы бокала. Ридель учел основные факторы своего ремесла и физиологии вкуса. Он создал идеально гладкое стекло с  высоким содержанием свинца и особым образом обработал края, которые могут быть срезаны под прямым углом либо иметь закругленный ободок. Тонкие стенки бокалов снижают тактильные  ощущения, а ножки разной длины позволяют направлять бокал в определенную область рта. Скажем, специальный бокал для рислинга имеет тонкую, зауженную по краям форму. Во рту он не касается боковых областей языка, которые воспринимают кислые ощущения, и человек не замечает этих тонов, но лучше улавливает особые ароматы сорта.

Сегодня не только ученые знают, что напиток, попавший на язык, сначала анализируется тактильным чувством, то есть прикосновением. И лишь потом начинают работать вкусовые ощущения. На  кончике языка первым проявляется соленый вкус, за ним сладкий, кислый и позднее всех горький; в основании языка, прежде всего, горький, затем соленый и позже всех сладкий. Эти различия объясняются тем, что информация с кончика языка не всегда анализируется мозгом, видимо потому, что в процессе эволюции этот орган развился задолго до формирования высшей нервной деятельности. Из-за этих сложностей восприятия вкус и аромат читаются людьми по-разному. Гениальность  династии Риделей состоит в их умении учитывать новейшие результаты исследований физиологии и психологии восприятий. И это ставит их на высший уровень профессиональных достижений в сфере, которая использовала науку только в процессах изготовления стекла.

Дегустационный парад бокалов в «Бристоле»

Однажды меня и представителей компании «Мирс», которая только начинала сотрудничество с фирмой Riedel, пригласили  на морскую прогулку. Я захватил с собой несколько образцов вин, чтобы провести дегустацию на яхте. Но все пришлось изменить: на борту не оказалось подходящих бокалов.  Тогда мы с  руководителем «Мирса» Олегом Михайленко твердо решили: обязательно пригласим Георга Йозефа Риделя в Одессу, чтобы этим визитом подчеркнуть значение  мировой  культуры потребления вин. Ведь сколько еще существует яхт и вилл, где изысканные вина и интерьеры спорят со старыми привычками?
И вот 19 мая знаменитый создатель винных бокалов Георг Йозеф Ридель впервые посетил Украину, а в одесском отеле  Bristol провел уникальное шоу. Накануне я был очень рад принимать его у себя дома, а когда Георг предложил мне представить на шоу свое вино, почувствовал себя счастливым.
Наблюдая за общением Георга Риделя с посетителями, а также за их реакцией на парадоксальное предложение мэтра начать дегустацию с простой пресной воды, я подумал вот о чем. Наверное, проходят времена бизнеса, автономного от человеческого характера. Во всем, что действительно ценно, всегда видны харизма автора, его стремление к совершенству и невероятно сложные  пути познания людей и окружающего мира.

Роберт Гулиев

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!