Пей свои, чтобы чужие нас не боялись!


Поддержка национального производителя – дело, безусловно, благородное, как и здоровый патриотизм (непременно с акцентом на первом слове). Однако вино, скорее, можно считать космополитом, говорящим на универсальном языке, для которого не существует банальных географических границ. И вот по итогам 20-летия со дня падения «железного занавеса» D+ все еще задается вопросом: «В какой мере Украине удалось приобщиться к легендарному достоянию Диониса, чем  и насколько сегодня полна ее чаша?».

Невзирая на бурное развитие напиточной индустрии и массированную пропаганду коктейльной культуры, старое доброе вино все-таки остается классикой правильного застолья. Его преимущественно органическое происхождение, оптимальное соотношение алкоголя и универсальность в сочетании с кухнями разных стран вполне соответствуют последним трендам современности. По прогнозам Министерства сельского хозяйства США (USDA), мировой уровень реализации вин после спада в 2008 – 2009г.г., в 2011г. готов приблизиться к объему в 4,4млрд л. Такой рост будет обусловлен, прежде всего, высоким спросом со стороны России и Китая. Украине, как все понимают, сложно угнаться за мировыми тенденциями.

В 2010г. уровень потребления вина в Украине на душу населения составил 7,4л за год (в 2009г. – 6,6л), в отличие, например, от Германии, где аналогичный показатель зафиксирован на уровне 24л, и Франции – 50л соответственно. Таким образом, украинцы значительно отстают от среднестатистического европейца с его 27л за год. Неутешительную статистику в данной категории можно объяснить популярностью в стране водки, на которую приходиться больше трети продаж всех спиртных напитков.

К сожалению, похвастаться наличием собственного винного погреба (хотя бы шкафа) или минимальной коллекции вин сегодня могут единицы. Остальные же приобретают бутылочку-вторую непосредственно перед употреблением, реже – впрок по случаю торжества. Стоит также отметить, что определяющим фактором при выборе алкоголя нередко становится именно цена товара. Подавляющее большинство украинцев просто не готово заплатить за бутылку вина больше 150грн. В то же время спрос, хотя и немногочисленной, но стабильной, группы почитателей продукции премиум-сегмента сегодня в полной мере удовлетворяется предложением предусмотрительных импортеров.

Что касается вкусовых предпочтений, отечественный потребитель проявляет все больший интерес к сухим винам, постепенно отказываясь от традиционных сладких и полусладких. Как дань советскому прошлому, определенный процент граждан остается верным крепленым винам, но истинные гурманы уже давно исключили их из своего рациона. По данным Украинского бюро винограда и вина, за 5 месяцев 2011 года в Украине реализовано 6343тыс. дал винной продукции (для сравнения, за весь 2010г. – 29602тыс. дал, 2009г. – 20138тыс. дал). Из них столовых сухих – 34,4%, полусухих – 2,1%, полусладких – 41,8%, крепленых – 19,1%. Довольно незначительную долю в общем объеме занимают марочные вина – всего 2,6%.

Активизация инициативы со стороны отечественных производителей, похоже, постепенно находит поддержку, хотя и запоздалую,  со стороны правительства. Как оказалось, светлое будущее Украины (году эдак к 2025-му) многие наши чиновники видят именно в развитии сельскохозяйственного сектора. А пока госпрограмма о финансовой компенсации закладки виноградников и покупки холодильного оборудования остается только на уровне планов Министерства аграрной политики, «журавль в небе» не особенно вдохновляет наших виноделов.

На основании данных, предоставленных D+ Украинским бюро винограда и вина, за 5 месяцев 2011 года в Украине произведено 7131,72тыс. дал тихих виноградных вин. При этом тройка «передовиков производства» выглядела следующим образом: ООО «Альтера-групп» (793,9тыс. дал), ООО «ИЗМВ» (653,6тыс. дал) и  ОАО «Коблево» (538,5тыс. дал). Учитывая, что на внутреннем рынке было реализовано около 90% готовой продукции отечественного производства, украинские вина все еще способны по объемам составить серьезную конкуренцию зарубежным аналогам – преимущественно в низком и среднем ценовом сегментах. Думаем, когда спрос нашего потребителя эволюционирует в более высокие ценовые сферы местного предложения, расширятся перспективы и зарубежного предложения в Украине.

Доля импортного вина в Украине пока что составляет около 15%. Правда, его объемы постепенно растут. Значительный скачок импорта на уровне более 40% был зафиксирован в 2010г. по сравнению с 2009г. Однако в 2011г. не стоит рассчитывать на значительный прирост. По данным Государственной таможенной службы, за 5 месяцев 2011 года на территорию Украины было ввезено 777тыс. кейсов вина (против 767тыс. кейсов за аналогичный период прошлого года). По объемам поставок в нашу страну лидерство по-прежнему удерживают Грузия (230тыс. кейсов) и Молдова (193тыс. кейсов). При этом, как ни парадоксально, сложно утверждать, что полки отечественных магазинов ломятся от продукции грузинских торговых марок.

Что касается Молдовы, украинский рынок относится к числу приоритетных для сбыта ее продукции (как минимум, на ближайшие четыре года) в соответствии с программой CEED-2, разработанной для государства Агентством США по международному развитию (USAID). Стоит отметить, что наши юго-западные соседи занялись всерьез не только технологической стороной виноделия, но также разрабатывают активную маркетинговую стратегию по продвижению продукции на внешних рынках. После многолетней ориентации на российского потребителя Молдова, видимо, решилась изменить экспортный вектор в пользу Чехии, Германии, Польши, Китая и Украины.

Почти родными на столе украинцев стали вина с другого конца планеты – из солнечного Чили (102тыс. кейсов* против 46тыс. кейсов за аналогичный период прошлого года). Несмотря на то, что в 2010г. производство вина в стране сократилось на 10%, в денежном выражении его экспорт вырос до $1,5млрд в год. Уникальные климатические условия позволяют чилийцам производить продукцию, способную составить конкуренцию легендарным европейским образцам. Наши соотечественники, не привыкшие переплачивать за бренд, достаточно быстро расставили приоритеты и оценили соотношение «цена – качество». Сегодня за кошелек потребителя, преимущественно среднего класса, борются 16 импортеров, что весьма благотворно сказывается на общем ценовом балансе.

За последний год удвоила экспансию на украинский винный рынок Италия (86тыс. кейсов* против 41тыс. кейсов за аналогичный период прошлого года). Вернув себе звание крупнейшего производителя вина в мире (по данным итальянской сельскохозяйственной организации Coldiretti – 496млн дал в 2010г.), ее экспортный вектор во многом ориентирован на Европу. Ассортимент продукции также достаточно широк, включая солидный список игристых вин (около 5% от общего объема), которые производятся практически во всех провинциях Италии. Большинство импортеров (а таких в Украине насчитывается уже 24) считают делом чести иметь в своих портфелях хотя бы несколько позиций итальянского вина.
Ячейка истинных ценителей не дремлет: импорт французского вина в нашу страну за последний год вырос с 53 до 75тыс. кейсов*. Его история и репутация настолько безупречны, что покупателя может смутить разве что сравнительно высокая стоимость (если, конечно, говорить о торговых марках с именем). Состоятельные украинцы с интересом, но в большинстве своем все еще со стороны, изучают ассортимент коллекционных французских вин. Однако на деле далеко не каждый решится на подобную инвестицию.
Испания замыкает тройку лидеров по производству вина в мире. Лучше всего в Украине продаются ее красные вина, а также розовые (из региона Риоха), ставшие особенно популярными за последние годы. Объемы поставок также показывают ощутимый рост: с 28 в 2010г. до 37тыс. кейсов*.

Вина Аргентины пока еще не столь популярны на украинских просторах (всего 11тыс. кейсов*, ровно, как и за аналогичный период прошлого года). Несмотря на то, что более 60% вина, производимого в Аргентине, реализуется на внутреннем рынке, в 2010г. его экспорт в денежном выражении  составил $222 млн. За последние 20 лет винодельческой отрасли страны  удалось выйти на совершенно новый качественный уровень. Такой успех не в последнюю очередь был обусловлен государственной поддержкой сектора в виде солидных инвестиций. Кроме того, аргентинские вина столь уверенно шагают по Европе благодаря чрезвычайно насыщенному вкусу и ярко выраженному аромату (такой эффект достигается в силу особенностей терруара у подножия Анд). Характерная пикантность остается их отличительным признаком, что, в принципе, вполне импонирует вкусовым предпочтениям украинцев.

Заявить о себе практически с нуля всего за один год удалось Австралии (11тыс. кейсов* против 0,5тыс. кейсов за аналогичный период 2010г.), что вполне заслуженно. В активной производственной стадии сегодня находятся более 1000 винодельческих хозяйств Зеленого континента, продукция которых регулярно получает высокие оценки зарубежных экспертов. Большинство австралийских вин носят название сорта винограда, из которого они изготовлены (безусловное лидерство здесь удерживает Шираз – около 45тыс. га). Нашего прагматичного покупателя может также порадовать наличие на этикетке максимально полной информации о напитке (год сбора урожая, способ изготовления, срок выдержки, советы по сервировке).
Продукция далекой ЮАР уже перестала казаться экзотикой на просторах нашей родины. Объемы импорта ее вин за последний год успели вырасти втрое (9тыс. кейсов* против 3тыс. в 2010г.). Особенностью африканских брендов является повышенное содержание в них алкоголя, а такая специфика еще должна найти своего любителя. Местные виноделы всячески пытаются решить эту, на их взгляд, «проблему» (нам бы, славянам, да такие проблемы!), однако признают, что вариантов здесь немного: либо нарочно приостанавливать процесс ферментации, либо, грубо говоря, разводить готовый продукт водой.
Новая Зеландия и Германия на равных сражаются за украинский рынок (ввезено по 6тыс. кейсов*). Тем не менее, они остаются борцами в разных весовых категориях. Первая – знаменита своими отменными красными винами, а второй лучше удается, из-за специфики географическо-климатических условий, производство белых и розовых. Кроме того, Новая Зеландия активно продвигает свою продукцию на мировых рынках и является постоянным участником международных винных конкурсов. Что касается Германии, винодельческая отрасль здесь работает преимущественно на удовлетворение внутреннего спроса. При этом сценарий ее экспортных амбиций, в том числе по отношению к официальному Киеву, вполне реалистичен.

Переходя к перечню более дефицитных позиций, стоит отметить, что их путь в Украину  год от года не становится легче. При всей показательной демократичности выбора, ввиду насыщенного предложения импортных вин в рознице, новичкам остается слишком мало места для маневров. Далеко не все импортеры сегодня готовы рисковать, пополняя портфели экспериментальными образцами. В итоге, объемы поставок вин из Португалии в 2011г. едва достигли уровня в 4тыс. кейсов*, а из США, даже с учетом значительного роста, – всего 3тыс. кейсов*. Приблизительно по 1тыс. кейсов* приходится на  Венгрию, Сербию и Хорватию; менее одного – на Австрию, Армению, Грецию, Израиль и Канаду.
Как ни крути, но на рынке, по тем же законам природы, лучшее место под солнцем достается сильнейшим (в нашем случае – наиболее конкурентоспособным). D+ всегда стоит на страже винного плюрализма и с нетерпением ожидает новых премьер от импортеров, благодаря смелости которых Украина, наконец-то, сможет испить вина из рога изобилия.


Анна Гриненко

 

Комментарии 

 
#1 kolesanri 2011-12-05 12:16 Попробовал - понравилось. Цитировать
 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!