Картина чаем, или Гадание на чайной гуще


Сегодня количество чая, выпитого жителем Украины за год, приблизительно равно 450г. На первый взгляд, цифра небольшая. Тем не менее относительная стабильность рынка и даже некоторый рост спроса на фоне колебания цен позволяют сделать выводы, что к чаю в стране по-прежнему относятся с пиететом.

Пожалуй, именно эта уверенность в предпочтениях украинцев позволила операторам поднять цены в прошлом году на 10-50%. И, судя по всему, 2011г. не станет исключением. По оценкам экспертов, исходя из самых оптимистических прогнозов, такой рост составит как минимум 10%.
Поскольку чай в нашей стране не выращивается, регулятором цен в значительной мере выступает зависимость от импорта. Так, в 2010г. в Украину было завезено около 30тыс. т чая (примерно 25-30% от этого объема было предназначено для дальнейшей переработки), больше трети которого родом из Шри-Ланки. Среди других направлений – Китай, Индия, Россия, Индонезия, Вьетнам, Грузия, Иран, Азербайджан. По данным агентства «СоюзИнформ», в I квартале 2011г. по отношению к IV кварталу 2010г. импорт чая на территорию Украины сократился на 24%. Однако, по сравнению с I кварталом 2010г., наблюдается прирост, темп которого составил 7%. Что касается объемов производства тех же лет, аналогичные цифры составляют –15% и +2%.
Сокращение объемов чайных плантаций, неблагоприятные погодные условия и нашествия вредителей в странах-поставщиках, а также удорожание топлива и логистических услуг – вот реалии современного мирового рынка. В частности, в прошлом году не досчиталась урожая Индия (где, к тому же, зафиксирован рост внутреннего потребления), не позволяет строить иллюзий засуха в Кении, а Шри-Ланка планирует ужесточить контроль за отраслью (что на деле может означать что угодно).

К слову, Украина также включилась в революционную борьбу за жесткие стандарты: в марте вступил в силу новый государственный стандарт качества черного чая, созданный по инициативе и при поддержке украинско-британского предприятия «Украинская чайная фабрика Ахмад Ти». Нет сомнений, изменения назрели: до сих пор действовал советский ГОСТ 1990 года, а в основу нового лег достаточно строгий действующий стандарт Великобритании. В последнем, в частности, сформулировано четкое определение цельно-листового чая (под видом листового нельзя продавать резаный), а также внесено требование указывать на пачке происхождение ароматизаторов. Детальная классификация сортности чаев позволяет сделать вывод об уровне их качества. Новая градация выглядит следующим образом: букет, высший, первый, второй и третий сорт. Кроме того, изменения коснулись требований к упаковочным материалам, маркировки и других технических моментов производства.
Впрочем, с новым ДСТУ большинство украинских операторов особо не церемонятся: согласно украинскому законодательству, они имеют законное право продолжать работать по собственным техническим условиям. Отсутствие единства в качестве зачастую компенсируется видовым разнообразием: общее количество чайных торговых марок на нашем рынке сегодня превышает цифру в 130 позиций. Примечательна консервативность украинцев, благодаря чему они по старинке отдают предпочтение черным сортам, на зеленые приходится порядка 20-25% представленного ассортимента. При этом в структуре потребления доля пакетированного чая составляет более 40%.
В то же время определенная категория производителей предпочитает демонстрировать товар лицом, расфасовывая его в прозрачную упаковку или на развес («Світ чаю», «Чайна країна», «Дом чая», «Османтус» и др.). Таким образом, принимая решение о покупке, потребитель может оценить помол чая, аромат, цвет, а также наличие дополнительных компонентов. Кроме того, в специализированных магазинах продавцы-консультанты подробно расскажут о каждом из сортов и помогут сделать выбор в зависимости от индивидуальных предпочтений.
Пожалуй, самую узкую нишу на украинском рынке занимают чаи на основе ягод и трав. Раньше такие можно было приобрести только в аптеках или частных лечебницах, а сегодня они доступны на прилавках магазинов («Карпатский чай», «Карпатська лічниця», «Чаи Крыма» и др.). К тому же, подобный товар появляется и в портфелях крупных операторов чайного рынка (ТМ Kompot, компании Сан Дженерейшн,  «Пирамида» – дистрибьютор).
Участники чайного рынка сегодня применяют максимальный спектр маркетинговых приемов для стимулирования продаж. На мой взгляд, из них наиболее адекватным высокой чайной стилистике являются чайные церемонии. Специалисты проводят их как на дому, так и в специально отведенных для ритуала помещениях соответствующих заведений и компаний («Чайный клуб», Центр развития и творчества «InnerArt», чайная студия «Белая сова» и т.д.). Спрос на чайные церемонии относительно стабилен, его колебания подвластны сезонным изменениям.
Словом, именно так выглядит чайный рынок при беглом взгляде. Как ситуация в отрасли воспринимается изнутри, что ее ждет в ближайшем будущем D+ предложил прокомментировать представителям авторитетных компаний.

Вопросы D+:


1. Обозначьте долю вашей компании на украинском рынке чая.
2. Что можете сказать о структуре продукции?
3. Назовите основные страны-поставщики сырья для компании.
4. Как, по вашим наблюдениям, за последние годы менялся потребительский спрос на купажи и ароматизированные чаи? Насколько хороши их перспективы в Украине?
5. С какими проблемами сталкивается компания? Что сегодня наиболее актуально для отрасли?
6. Что можете сказать в целом о качестве чая, который сегодня реализуется в Украине? Назовите основные критерии, по которым покупатель может определить качество продукта.
7. Намерена ли ваша компания осуществлять пересмотр цен?

Иван Бартян, глава представительства MJF Teas Privet Limited чай Dilmah:

1. В соответствии с внутренней статистикой, 3,9% в I кв. 2011 года.
2. Продукция Dilmah рассчитана на покупателей со средним и высоким уровнем достатка, но есть и более экономичные варианты. В ассортименте торговой марки чаи: черные, зеленые, а также с добавлением лекарственных растений. Что касается объемов, компания предлагает как листовой, так и пакетированный чаи.
3. Республика Шри-Ланка для всех черных чаев (только собственные плантации Dilmah на о.Цейлон, кроме одной позиции в линейке Exceptional), Китай для всех зеленых чаев (малые частные чайные фермы по эксклюзивным контрактам с Dilmah).
4. Спрос стабилен и очень медленно смещается в сторону чистых чаев (без добавок и примесей).
5. Отсутствие государственного контроля за сырьем, которое используется на фасовочных фабриках. При этом дата/место производства, которая зачастую указывается на пачке, на самом деле отражает дату/место фасовки. Это открывает возможность для недобросовестных компаний закупать дешевое и старое сырье на европейских и азиатских биржах по очень низкой цене, фасовать его, а затем втридорога продавать под видом достойного товара.
6. Основные 3 критерия качества чая для потребителя:
а). чай должен фасоваться там, где он произрастает. Любые технические манипуляции (загрузка/выгрузка/ транспортировка) ухудшают физическое состояние продукта, а хранение в неупакованном виде снижает его химические и вкусовые качества. Поэтому советую покупателям всегда проверять адрес производственных мощностей, который обозначен на пачке (Шри-Ланка, Индия, Китай, Турция, Кения, Япония, Азербайджан, Грузия и т.д.);
б). лучше всего, если чай содержит сырье единого происхождения, так как различные бленды (в 95% случаев) – это способ удешевить производство. Нередко встречается на пачке фраза «Классический английский чай», практический смысл которой равен нулю. В Англии чай не растет, и нет ни одного официального документа, который бы описывал его рецептуру.
в). желательно, чтобы производитель специализировался именно на чае. Он будет иметь совершенно особые свойства, если производитель сам его выращивает, осуществляет сбор вручную, а не комбайнами, и сушит ортодоксальным тепловым методом.
7. Dilmah – единственный из брендов на территории Украины, который является обладателем собственных чайных плантаций. Поэтому рост стоимости сырья не оказывает никакого влияния на цену Dilmah. Однако следует принимать во внимание и ряд других факторов: стоимость транспортировки, таможенной очистки и складирования, изменений в системе налогообложения, размера денежного вознаграждения торговым сетям и т.д.

Александр Алискеров, менеджер по связям с общественностью и прессой СКУ ООО «Пирамида»:


1. «Пирамида» представляет в Украине продукцию британских чайных компаний Ahmad Tea London и Sun Generation Limited. Первая широко известна своим одноименным брендом, вторая – брендами ТЕТ (средний ценовой сегмент), Grace! (высокий ценовой сегмент) и Кompot (фруктово-ягодные и травяные смеси-компоты).
Удельный вес продукции ТМ Ahmad на украинском рынке составляет 13,2%, марок группы Sun Generation Limited – 5,2%.
2. Ассортимент Ahmad Tea на 93,7% состоит из черных сортов, 6,3% –зеленые чаи. 48% ассортимента составляют листовые чаи и 52% – пакетированные.
ТМ ТЕТ известна благодаря специализации на крепких черных чаях, которые составляют 100% ассортимента бренда. 92,5%  – пакетированные чаи.
В линейке ТМ Grace! также доминируют черные чаи – 64,5%, а в состав продукции ТМ Кompot входят только фрукты, ягоды и травы.
3. Для черных чаев ТМ Ahmad, ТЕТ и Grace! используется сырье из Индии, Цейлона и Кении, для зеленых – из Китая. Что касается ТМ Кompot, фруктово-ягодные смеси создаются в Германии.
4. Должен отметить, что потребитель стал более склонен к экспериментам. Вот почему растет спрос на необычные купажи (ароматизированные натуральным экстрактом чернослива или зеленые чаи all-long, которые отличаются цветочным ароматом и имеют более мягкий, в сравнении с обычными зелеными чаями, вкус).
Еще один тренд, популярный на протяжении двух последних сезонов, – чистые чаи без ароматизаторов, но обладающие уникальными вкусовыми качествами, благодаря особенностям климатической зоны их произрастания (например, китайский черный чай с нотками сухофруктов из провинции Юньнань). К слову, у ТМ Grace! уже появился купаж «Златоглавая Москва», произведенный с использованием упомянутого сорта. В чистом виде коллекционные Юннани доступны на территории Украины в коллекции Grace! «Легенды Востока».

Ценители все больше интересуются коллекционными чаями, которые нередко являются аукционными лотами. Они стоят на порядок дороже, но эксклюзивны – не воспроизводимы для массового сегмента. В Киеве есть не более 5-6 торговых точек, где предлагают такой товар. Что касается брендов нашей компании, в линейке ТМ Grace! представлены коллекционные чаи серии «Легенды Востока».
На мой взгляд, хорошие перспективы сегодня открываются для фруктово-ягодных и травяных компотов       (ТМ Кompot и другие). Так, в Германии их массовая доля уже приближается к показателю 50%. Не исключаю, что со временем «компоты» будут пользоваться в нашей стране не меньшим спросом, чем зеленые чаи. При этом компоты нужно отличать от напитков на ароматизаторах, в отличие от них, компот – это продукт без каких-либо ароматизаторов, красителей и вкусовых добавок. Это ключевое требование категории.
5. Что касается Украины, производители чая страдают от нестабильной экономической ситуации и инфляционных процессов точно так же, как представители других отраслей. В то же время немалую роль играет ситуация на мировом рынке. Сегодня все более остро становится вопрос о недостаточном предложении качественного чая.
6. Лично я скептически отношусь к чаям, которые продаются на развес. Это мое частное мнение, как потребителя и человека, работающего в сфере чайного производства и торговли уже много лет. Чай должен храниться в герметичной упаковке. Кстати, на ней же можно найти достаточно полезной информации. Если обозначено, что товар производится в соответствии с новым общегосударственным ГОСТом, а не внутренними техническими условиями производителя, обозначениям сортности вполне можно доверять. Стандарт один для всех игроков рынка, а остальное – за индивидуальными предпочтениями потребителя.
Также советую делать покупку чая в местах с проверенной репутацией – специализированных торговых точках или супермаркетах. Там большая вероятность соблюдения правильных условий хранения, а также выше товарооборот, поэтому чай находится в торговой точке более короткий промежуток времени.
7. Незначительное подорожание товара может иметь место у каждого из производителей с поправкой на индекс инфляции.


Анна Гриненко

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!