Бордовый горизонт – бордовое бордо в бокале…


Во время поездки в регион Бордо представителям журнала Drinks+ удалось посетить несколько интересных поместий в четырех самых знаменитых аппелласьонах: Медок, Сент-Эмильон, Помероль и Грав (ранее мы уже писали о приеме у Его Высочества принца Люксембургского в Chateau Haut-Brion, Premier Grand Cru Classe).

Было интересно побывать на родине знаменитого французского кларета, который так высоко ценился англичанами еще с XII века, когда Элеонора Аквитанская принесла драгоценное бордо как часть своего приданого в дар жениху Генриху II…
Те времена давно прошли – и о том, чем сейчас живут и какими достижениями могут похвалиться современные виноделы Бордо, мы начали откровенный разговор с главой семейной корпорации Maison Bouey – одного из самых знаменитых негоциантов Бордо.

Maison Bouey
(www.maisonbouey.fr)
(Chateau Maison Blanche и Chateau Lestruelle)
История этой компании относительно нова: в начале XX столетия, точнее, в 1901 году, в регионе Медок, родился ее основатель и прадед нынешних владельцев – Роже Буэ. Собственно говоря, летопись поместья можно вести с более раннего периода, так как здешние виноградники были разбиты еще в 1821 году. Однако Роже, будучи на то время опытным виноградарем, совместно со своими двумя сыновьями Сержем и Андре в 1958 году основал компанию «Буэ и Сыновья». Спустя поколение в 1991 году уже сын Сержа Буэ – Патрик – возглавил предприятие в должности президента. Он и его брат Жак Буэ являются сейчас основными совладельцами компании (70% акций принадлежат Патрику и 30% имеет Жак Буэ, занимающий должность арт-директора компании). В 1998 году, будучи дальновидным бизнесменом, Патрик Буэ приобрел в активы два успешных шато – Chateau Maison Blanche и Chateau Lestruelle (оба – Cru Bourgeois), расположенные в самом сердце региона Медок возле земли их деда Роже, который скончался двумя годами позже в возрасте 99 лет. В 2000 году началось активное развитие экспортного направления компании, а в 2005 году название «Буэ и Сыновья» было заменено на Maison Bouey, что ознаменовало начало новой прогрессивной эры в развитии предприятия. В 2010 году в присутствии министра транспорта Франции и местных властей компания Maison Bouey торжественно открыла суперсовременный производственный цех, оборудованный по последнему слову техники.

Радуясь возможности пообщаться с первым лицом этой знаменитой компании, входящей в пятерку крупнейших негоциантов Бордо, мы завели наш разговор с ее президентом Патриком Буэ.  
«По нынешним меркам семейный бизнес в Бордо – понятие достаточно редкое,  – начал он, – так как все лучшие винодельни в основном находятся в руках нескольких акционеров или крупных зарубежных корпораций. Тем почетнее для нас наша винодельческая миссия – и тем больше рады мы развитию и успеху нашего семейного предприятия. В 2010 году мы инвестировали 8,5млн евро в развитие компании – для модернизации производственного цеха общей площадью 25 000кв.м, постройки новых офисных помещений, оборудования огромного склада площадью       10 000 кв. м и 12 м высотой, вмещающего на 5 уровнях 8млн бутылок, а также подготовили погреба для хранения вина до двух миллионов литров. В общем, работа была проделана немалая. Кроме того, мы наладили две мощнейшие линии розлива  – одна работает со скоростью 10 000 бутылок в час, вторая – 6000 бутылок в час, и в общей сложности мы разливаем 20млн бутылок в год. Товарооборот нашей компании составляет 40млн евро, и на 45% состоит из экспортных продаж, а на 55%  – из продаж на французском рынке. Наше вино экспортируется в 60 стран на пяти континентах, и за 10 лет мы увеличили свой экспорт в 10 раз. Это действительно достижение, которым мы гордимся. Мы участвуем во всех международных выставках, таких как Vinexpo в Бордо и  Гонконге, «Продэкспо» в Москве и других. На внутреннем рынке нашими основными клиентами являются крупные закупщики – такие, как розничные сети супермаркетов Auchan, Leclerc, Carrefour, Super U и другие. На экспортном рынке мы работаем как с крупными импортерами, так и с дистрибьюторами средней руки. У нас очень широкий ассортимент продукции – и винификацию наших замковых вин в Chateau Maison Blanche и Chateau Lestruelle осуществляет Стефан Деренонкур совместно с энологом Николя Мейланом».  

Безусловно, дорожа репутацией семейной компании, Maison Bouey уделяет большое внимание качеству вин. Во всем мире знаменита их линейка вин «Портреты» – Portraits, на этикетках которых указаны имена и портреты знаменитых виноделов Бордо, с которыми компания сотрудничает на протяжении многих лет. В их числе – Анна Мари и Жан Гай Тодешини из Chateau de Lisse в Сент-Эмильоне. На бутылке возле их фото написано название шато, в котором был собран урожай для этого вина.  «Совместно со Стефаном Деренонкуром, – продолжает Патрик, – мы основали новаторский винный бренд Les Parcelles, винификацию которого Стефан производит в Chateau Maison Blanche. Однажды, когда мы разговаривали о делах за бокалом вина, он признался мне, что хотел бы создавать не только великое вино, которое могут позволить себе исключительно состоятельные люди, но и более экономичную линейку, доступную широким массам покупателей. Я поддержал его идею, и в прошлом году мы разработали бренд Les Parcelles. Parcel – означает определенный участок виноградника, и это отображает концепцию данного бренда: для него мы отобрали лучшие участки виноградников в Бордо (всего 19) – даже те, которые находились на территории других шато – и договорились с владельцами, что с их виноградников будем собирать урожай для линейки Les Parcelles. Весь процесс винификации от сбора урожая до розлива по бутылкам проходит под нашим четким контролем. Вино Les Parcelles очень качественное, но при этом доступное по цене: в рознице стоит от 5 – до 15 евро, а потому пользуется большим спросом».

В линейку Les Parcelles входят вина, виноград для которых собран с отобранных участков в аппелласьонах Сент-Эмильон, Медок, Марго, Сент-Эстеф и Сент-Эмильон Гранд Крю, а также вино Bordeaux из 17 участков всего региона. Конечным покупателям зачастую сложно выбрать хорошее французское вино, так как не всегда даже знакомые ему бренды выдерживают одно и то же качество в разных винтажах. Поэтому уже три поколения семьи Буэ сотрудничают с одними и теми же проверенными виноградарями Бордо – это 100 разных шато, в качестве урожая которых компания на 100% уверена. Во время нашей беседы с Патриком он также сообщил, что в последнее время особым успехом пользуются эксклюзивные бренды компании  – Baron de Perissac (который успешно продается на украинском рынке через компанию «Торговый дом «Родонит», а сейчас также ведутся переговоры о сотрудничестве с компаниями «Аснова» и «Дисна»), Chene de Taleyrac, Carrousel, Quai des Chartrons – все они обеспечивают продажи более миллиона бутылок в год. (На российском и украинском рынках компанию успешно представляет наша землячка Алла Тимощук – Area Export Manager компании Maison Bouey). «Являясь крупным негоциантом, наша компания занимается и созданием вин для private label (частных марок), которые составляют на сегодняшний день 35% нашего годового товарооборота. Для заказчиков гораздо рентабельнее и менее рискованно доверить нам создание своего именного бренда, чем самим приобретать шато и полностью контролировать весь процесс виноделия – ведь при отсутствии должного опыта их бизнес может легко прогореть. Мы же адаптируем качественные характеристики торговой марки – и органолептические, и внешний вид упаковки – по запросу ее хозяина и по требованию определенного рынка. При этом заказчик инвестирует деньги в свой собственный бренд, сводя финансовые риски к минимуму, – вот почему вина private label в нашем исполнении пользуются высоким спросом». Клиентами Maison Bouey по private label являются импортеры и дистрибьюторы по всему миру, в том числе виноделы из Европы, а также клиенты из России – состоятельные бизнесмены, рестораторы и дистрибьюторы.


На вопрос D+ о том, как перемена климата сказывается на винах Бордо, господин Буэ ответил, что пока что компании жара только на руку – виноград созревает лучше, набирает необходимые кондиции и дает более сбалансированные, насыщенные вина с фруктовыми и ягодными нотами в аромате. «Однако в 2011 году, – делится Патрик, – было слишком сухо и недостаточно осадков. Но зато три последних винтажа – 2008-2010 годов у нас были просто превосходными!».
После беседы в офисе компании мы переместились в модернизированный производственный цех с химической лабораторией и складскими помещениями. «На нашем современном оборудовании Cosme Extra (стоимостью 300 000 евро) можно наклеивать 7 разных видов контрэтикеток и акцизных марок одновременно. Для того, чтобы на российский рынок посылать вина уже с акцизными марками, нами было приобретено специальное оборудование, которое автоматически оклеивает 6000 бутылок в час и нам не приходится делать это вручную, – говорит Патрик Буэ. – К сожалению, это нельзя проделать с украинскими акцизными марками, которые наклеиваются на горлышко, – их приходится наклеивать вручную. А российская самоклейка очень удобна».  

Во время нашего визита на предприятие здесь происходил процесс розлива, укупорки и оклейки вин для российского импортера «Браво Д» – privat label для сети супермаркетов «Ашан». Далее мы осмотрели складские помещения, где при надлежащих условиях хранится более 1 миллиона бутылок миллезимных винтажей знаменитых бордоских вин (таких как Chateau Petrus и Chateau Mouton Rotschild).  
Продолжили знакомство с деятельностью компании Maison Bouey мы в принадлежащем ей Chateau Maison Blanche, Cru Bourgeois, расположенном в регионе Медок. Это типичная зона для выращивания сорта Каберне Совиньон, тем не менее хозяйство  делает акцент на втором по значимости для данной местности сорте Мерло – здесь его выращивают 85%, 15% Каберне Совиньон и 5% Каберне Фран. По словам энолога замка Николя Мейлана, здесь достаточно прохладная зона и состав почв глинисто-гравиевый, как в Помероле или Сент-Эмильоне, что больше подходит для сорта Мерло. В другом хозяйстве компании  Chateau Lestruelle, где немного теплее и другие почвы, – там они скорее песчано-гравиевые – выращивают 70% Мерло и 30% – Каберне Совиньон. «Поскольку мы хотим, чтобы наше вино было округлым, полнотелым и насыщенным фруктовыми и цветочными нотами, – говорит Николя, – с Мерло это здесь обеспечить легче, чем с Каберне Совиньон. Кроме того, для большей уверенности в том, что виноград достаточно вызрел, урожай мы собираем здесь на две недели позже, чем остальные шато, – в самом конце октября».
Для ферментации здесь используют чаны из нержавеющей стали емкостью 1000 литров. Но процесс мацерации проходит в основном в железных танкерах, внутри покрытых эпоксидной смолой. Такие танкеры имеют форму куба, что обеспечивает более широкую поверхность для мацерации, чем в более узких и вытянутых чанах из нержавеющей стали. Далее на протяжении 12-13 месяцев вино выдерживается в барриках из французского дуба, и ежегодно хозяйство закупает одну треть новых бочек. Для Chateau Maison Blanche и Chateau Lestruelle используются разные бочки, поскольку почвы там отличаются по составу и по-разному вызревает виноград. На глинистых почвах вино получается более сильным и танинным – и бочка должна округлить его, смягчить и сделать более деликатным, в то время как на гравиевых почвах вино более утонченное, с продолжительным послевкусием – и дуб помогает удержать в нем танины. Соответственно, на песчано-гравиевых почвах используются бочки менее обожженные, чем на глинисто-гравиевых. Кроме того, компания использует баррики семи разных видов – это добавляет сбалансированности и сложности вину, к тому же снижает риски в случае, если бочки какого-то производителя разочаруют винодела. Есть баррики, произведенные из дуба в северной части Франции, есть – из центральной части – от этого зависит пористость дерева, а соответственно, и его влияние на танины и округлость вина. «В процессе винификации есть еще один секрет, – делится энолог,  – мерло из винограда, собранного с разных почв, выдерживается в бочках отдельно, а уж потом, после года выдержки, мы купажируем его (как правило, берем 20% мерло с песчано-гравиевых почв, а остальное – с глинисто-гравиевых)».

Далее Николя Мейлан повел с нами разговор на тему экологичности виноделия и защиты окружающей среды. «У нас 100% органическое виноделие, – гордится он. – В 2011 году мы получили сертификат экологически чистого производства ISO 1401, а кроме того, у хозяйств есть сертификаты соответствия международным стандартам качества IFS и BRC. Мы абсолютно не используем на виноградниках химических удобрений и пестицидов для уничтожения сорняковой травы. Это, конечно, требует больше механической работы и в три раза больше времени для обработки почв – но результат того стоит». Каждый год вина Maison Bouey получают медали на конкурсах в Париже, Бордо, Брюсселе, престижный гид Hachette 2012 назвал лучшим вино Chateau Maison Blanche Medoc 2008 и присудил золотую звезду Chateau Lestruelle Medoc 2008. Знаменитый журнал Wine Spectator высоко оценил вина обоих хозяйств 2009 винтажа: Maison Blanche Medoc 2009 – в 91 балл, а Chateau Lestruelle Medoc 2009 – в 90 баллов. Кроме того, весь винтаж Chateau Lestruelle Medoc 2006 года был выкуплен авиакомпанией Lufthansa для бизнес-класса.
Что ж, достижения компании Maison Bouey – вина Chateau Maison Blanche и Chateau Lestruelle говорят сами за себя: никто не отказался бы от бокала великолепного бордо – ни на земле, ни в небе!

Наталья Портная

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!