Молдавское виноделие: через тернии к звездам


 

Молдавские винодельческие предприятия ожидают европейский кредит, китайские инвестиции и увеличение продаж вина на американском рынке. И все в этом году. Именно амбиции и вера в себя позволили местным виноделам сделать большой шаг к восстановлению отрасли, повышению  качества и выйти на международные рынки

Примененная практика наших соседей по поднятию отрасли, разрушенной сначала развалом СССР, а после – закрытием российского рынка, вызывает уважение. Желающих съязвить предостерегаю: возможно, вы не пили хорошее молдавское вино, вино так называемой новой волны. Да, надо признать, на каком-то этапе наш рынок заполнили низкопробные напитки молдавского происхождения. Как, впрочем, и грузинского, и местного, украинского. Да, было. Да и отчасти есть и сейчас. Но, слава Богу, в этом мире существуют вещи, которые меняются в лучшую сторону. И происходящие в винодельческом комплексе Молдовы процессы – тому доказательство. Проблем до сих пор много, но их уже решают.
Во-первых, стоит отметить, что между государством и частным винодельческим бизнесом ведется доброжелательный и конструктивный диалог. Правительство реально поддерживает отрасль (скажем, в 2010 году был заключен Меморандум о возрождении винодельческого сектора. С тех пор стороны работают над его реализацией).
Во-вторых, была проведена реформа винного законодательства, которое «подогнали» под европейские нормы. И что важно, происходит совместное проектирование маркетинговой программы продвижения вина и улучшения его имиджа за пределами страны. С этой целью сейчас идет работа над запуском бренда Wine Moldova,  олицетворяющего все вина страны.

Но обо всем по порядку. Для работы отрасли необходимо финансирование. Понимая это, правительство республики помогает привлекать финансы и инвестиции. Например, кредит Европейского инвестиционного банка в размере 75млн евро. Немаловажно, что выделяются эти деньги не государству, а конкретным действующим предприятиям, которые смогут модернизировать производство, обновить лозы и увеличить площади насаждений.  
Следующий момент – законодательство. Его постепенно приводят в соответствие с европейскими нормами. Введение систем GI (географические наименования) и классификации вин по качеству. Положение о производстве вин с наименованием по происхождению вступило в Молдове в силу еще в 1996 году, но особой роли тогда не сыграло. На первоначальном этапе попытка у некоторых виноделов была, но, не найдя отклика у потребителей, сошла на нет, тем более, что работа эта должна происходить комплексно, а не силами отдельно взятых производителей с выдернутым из контекста правилом. Сегодня это уже политика государства в рамках европейской интеграции.
Работа по системе географических наименований подразумевает в том числе и улучшение качественных характеристик продукции. Введение системы потребовало от молдаван создания ассоциаций в каждом из четырех винодельческих регионов страны: Valul Traian, Stefan Voda, Codru и Balti.
Ассоциации имеют свод правил, которые должны соблюдать виноделы, ставшие членами этих организаций. Правила устанавливают не только ассортимент и сорта, но и урожайность, применение тех или иных практик при производстве и т.д. Эти законы, безусловно, скажутся  на итоге работы и качестве вина.

Уже сегодня в стране действует новое поколение виноделен, чья продукция соответствует высоким стандартам Европы. Как бы помпезно ни звучало, но эти винодельни  являются будущим молдавского винного сектора. Такие крупные компании, как Acorex Wine Holding, Purcari,  Fautor, Cricova и другие, а также небольшие винные предприятия (Equinox, Et Cetera, Mezalimpe, Pelican Negru) уже удивляют своим уровнем качества. Однако   качество – это лишь первый шаг к успешным продажам. Без грамотного маркетинга никто о продукции не узнает. И эти вышеперечисленные компании не только выпускают великолепные вина, они отличаются еще и современным маркетинговым подходом к развитию и продвижению собственных вин. И в этом им помогает правительство. Благодаря совместной работе молдавская продукция нашла выход на зарубежные рынки. Польша, Китай, Чехия, Румыния, США и Украина сегодня являются приоритетными для молдавских производителей вина. Продвижению вин на этих рынках также помогают международные финансирующие организации, в частности USAID, CBI, а также программа BSTIP. При их поддержке ведется активная маркетинговая кампания по ознакомлению иностранной публики с молдавским вином и его историей: дегустации, участие в профильных выставках, публикации в прессе и интернет-изданиях. Так, в 2008 году вышел специальный выпуск Harpers Moldova. И такие примеры не единичны.
Впрочем, надо признать, с экспортом не все удачно складывается: 53,7млн л вина на сумму в $54млн в 2011 году, что на $9,3млн и 2,2млн литров меньше, чем в 2010 году. Наибольшие поставки были осуществлены в Беларусь ($18,2млн), Россию ($17,6млн), Украину, Казахстан и Польшу. Но в ближайшие пару лет молдаване ожидают улучшения показателей. Помимо того, что расширяются рынки сбыта, вскоре появится новая организация, которая займется активизацией экспорта – «Национальный офис винограда и вина» (National Office for Wine and Vine).  Помимо этой функции, на NOWV будут возложены и другие: установление норм и стандартов качества; обучение людей, работающих в секторе; контроль качества; информирование и исследования. Надо заметить, что действующие организации и ассоциации в Молдове не номинальные, а реально работающие и лоббирующие интересы и отрасли, и своих членов. Среди наиболее весомых стоит упомянуть «Гильдию молдавских виноделов», «Ассоциацию мелких производителей Молдовы», «Союз энологов Молдовы», «Ассоциацию производителей и экспортеров вина» и прочие.

Путь, по которому идет молдавское виноделие, можно охарактеризовать одной крылатой фразой: «Через тернии – к звездам». У местных производителей много сложностей, но они развиваются. Молдавское вино при правильном подходе и современных технологиях однажды взойдет на мировой пьедестал. У него для этого есть все возможности. Не верите? А вы попробуйте!
Досье D+
Рельеф Молдовы – холмы и низины – создает благоприятные условия для выращивания винограда.
В центральной зоне – Кодры сконцентрирована большая часть виноградников. Здесь выращивают такие сорта, как Шардонне, Фетяска, Совиньон Блан, Рислинг, Траминер Розовый, Каберне Совиньон. Общая площадь региона – 31,500га. Осадков выпадает в среднем от 550 до 680мм. Зимы относительно нехолодные. Лето и осень – теплые. Кодры представляет собой холмистую территорию, покрытую кодровыми лесами, которые защищают посадки от морозов зимой и жары – летом. Почвы серые и лесные. Надо отметить, что в этом регионе расположено много предприятий, специализирующихся на первичном виноделии.
Юго-восточная зона (Пуркарская или Stefan Voda) расположена на западном берегу Днестра. Ее территория занимает 15,750га. За сезон выпадает 450-550мм осадков. Здесь благоприятные почвенно-климатические условия для произрастания сортов Мерло, Каберне Совиньон, Пино Нуар и отечественного (исконно молдавского)  Рара Нягрэ.
В южном регионе Valul Traian, условно разделенном на зоны Буджак и Юг, работают с  Пино Гри, Мускатом, Траминером, Гамэ и Каберне Совиньоном. Именно эта зона приравнивается по своим климатическим условиям к Бордо. Но специализация местных виноделов долгое время была на десертных винах. Сейчас с изменением направления развития страны переходят на сухие вина.
 Северный регион Бэлць занимает площадь 5,750га. Здесь наиболее долгие и холодные зимы, чем в остальных регионах. Лето и осень – теплые и сухие. Почвы – глинистые, серые. Сортовое разнообразие включает Алиготе, сорта группы Пино, Фетяска, Траминер Розовый, Рислинг и Шардонне. В основном здесь выращивают виноград для изготовления дивинов.

BSTIP – это совместная инициатива правительства Греческой Республики, правительства Турецкой Республики, Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЕС) и Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Цель  – расширение внутрирегиональных торговых и инвестиционных связей, а также определение возможностей нереализованных инвестиций и торгового потенциала в регионе и ввод их в действие. Важной задачей BSTIP является продвижение деловых контактов (B2B) в регионе путем организации соответствующих тематических партнерских форумов при сотрудничестве с местными организациями поддержки предпринимательства (BSI). Также программа подразумевает повышение компетентности в области законодательства ЕС и ВТО и поддержку внедрения Глобального Договора ООН в регионе.
Проект «Повышение конкурентоспособности и развитие предприятий II» (CEED II), финансируемый Агентством США по международному развитию (USAID), служит дополнением и поддержкой стратегии правительства Молдовы в области повышения конкурентоспособности и роста экспорта. Проект CEED II предоставляет техническую помощь, тренинг, а также поддержку другого рода с целью развития деятельности в следующих направлениях:
• Улучшение технологий и производственных процессов
• Обучение и повышение квалификации сотрудников
• Улучшение качества вина и крепких спиртных напитков
• Позиционирование и продвижение напитков на стратегических рынках
• Финансирование и инвестиции
• Рост числа ассоциаций и профильных организаций
• Развитие частного сектора и его роль в политике
• Взаимоотношения государства и частного сектора
Длительность проекта: декабрь 2010г. – декабрь 2014г. Его бюджет составляет $9149605.
Внедрением CEED II занимаются компании Chemonics International Inc. и Dexis Consulting Group.

Валерия Суверток

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!