Коктейль: и взболтать, и смешивать,или Возведение в САН


 

Как известно, все, что не подпадает под понятия «вино», «водка», «пиво» и прочие  и при этом содержит в среднем 4-8% алкоголя, закон определяет к  слабоалкогольным напиткам.  И, пожалуй, ни одна другая напиточная «коалиция» не имеет столько разновидностей (тут и сидры, и бирмиксы) и названий, как эта.

 Алкопопс, ready-to-drink (RTD) cocktails, премикс, САН, бутилированный коктейль… И  это все о них – вкусных, сладких, алкоголесодержащих, а порой и  вредных лимонадах для взрослых.

Молодая для нашего рынка категория начала свою летопись еще в конце XIX века. С того момента публика перепробовала массу всевозможных вариантов сочетания компонентов и вкусов. В периоды всплеска популярности САН (для краткости назовем их так) пестрели многочисленными брендами, внезапно появляющимися и столь же стремительно и незаметно испаряющимися с полок магазинов. И вот парадокс: хотя все это время ЗДРАВОмыслящее человечество выносило им обвинения по разным статьям, ничто не смогло стереть САНы ни с лица земли, ни из списков сердечных привязанностей потребителя. Впрочем, как по мне, эта бесконечная история родом из детства: если ребенок любил пить лимонад, то логично, что в пубертатном периоде ему на смену придет алкоголь в его слабоалкогольной форме, радующей сладостью и легким, при умеренном потреблении, охмелением. И даже потом, когда уже открыты двери во взрослую – алкоголенаполненную и напоенную –  жизнь, любовь к сладенькому (в чем признаться не всегда комильфо) крепко держит в узде воспитанные на кока-коле и ситро вкусовые рецепторы. Не потому ли столь популярны и коктейли в барах – вкусно и ярко, как в детстве, но при этом хмельно и стильно?
Идея продавать готовый микс из сладкого газированного напитка со спиртом возникла, повторю, где-то в XIX веке. С развитием коктейльной культуры и бурным промышленным прогрессом начала ХХ века она  широким фронтом вошла в нашу жизнь. Пионером премиксов стала компания Heublein. Ее линейка Club Cocktails включала столь любимые американской и британской публикой коктейли: Black Russian, Brandy Alexander, Brass Monkey, Daiquiri, Go-Getter, Grasshopper, Hobo’s Wife, Mai-Tai, Manhattan, Margarita, Old Fashioned, Pina Colada, Pink Squirrel, Pisco Sour, Sergeant Major, Screwdriver, Side Car, Stinger, Tequila Sunrise, Wallbanger, Whiskey Sour, Yellowbird, трех Gin Martinis – Dry Martini, Extra Dry Martini, 11-to-1 Extra Dry Martini; и трех Vodka Martinis – Vodka Martini, Extra Dry Vodka Martini, 11-to-1 Extra Dry Vodka Martini.
Современная история категории началась в конце 1980-х, когда Bacardi выпустил свой Breezer. Были и другие, но они не играли сколько-нибудь значащей роли в развитии бутилированных коктейлей до тех пор, пока в 1995 году в Англии не выпустили Hooch. Это был хорошо продуманный коммерческий проект, ставший объектом подражания. Можно сказать, что тогда и случилась революция, так как именно с того момента все завертелось-замиксовалось: напитки-однодневки заполонили рынок Европы и Америки, Интернет запестрел исследованиями об их вредности, появились законы, ограничивающие объем тары, устанавливающие цену и акцизную ставку. Много имен полегло с тех пор. Из «старичков» сегодня остались единицы, к примеру, Smirnoff Ice, появившийся в 1999 году. К слову, это один из наиболее успешных проектов категории (не потому ли, что в свое время Smirnoff принадлежал Heublein?). Следующий виток пришелся на 2002 год, когда на международный рынок вышло сразу несколько хитов от известных брендов: Bacardi Silver (Bacardi USA and Anheuser-Busch), Skyy Blue (SKYY Spirits), Jack Daniel's Hard Cola (Brown-Forman), Stolichnaya Citrona (Allied Domecq Plc.), Sauza Diablo (Allied Domecq Plc.), Captain Morgan Gold (Diageo Plc.).

И последняя вспышка пришлась на недавний период спада мировой экономики, когда утомленный кризисом народ стал проводить party не в барах, а дома. Так, в 2009 году, как раз в разгар депрессии (во всех смыслах этого слова), крупнейший алкогольный гигант Diageo представил готовые коктейли в алюминиевых банках от разных брендов: Gordon`s dry gin tonic, J&B Cola, Captain Morgan & Cola и Smirnoff Vodka & Apple juice drink. В кризисный и посткризисный периоды пополнили свои линейки и другие компании. Brown-Forman, сделав акцент на популярном миксе виски и колы, предложил на суд публики: Jack Daniels & Coca-Cola, Jack Daniels & Coca-Cola light и Jack Daniels & Ginger (имбирный эль). Стоит отметить и лидера на данной арене – ТМ Smirnoff. Ассортимент этого бренда пополнился Smirnoff Pomerganate Martini, Vodka Mojito, Grand Cosmopolitan и Smirnoff Tuscan Limonade. Есть также замечательная линейка Smirnoff Perfect Pour в бутылках в виде шейкера. Эта серия представлена классическими коктейлями – Cosmopolitan и Mojito.
Предложение компании Bacardi-Martini сегодня включает Bacardi Mojito, Bacardi Classic Cocktail Raspberry Mojito, Bacardi Pina Colada, Strawberry Daiquiri, Bacardi Cuba Libre. Кроме того, почитателям миксов предложены еще два коктейля в банках: Bacardi Superior с имбирным пивом и Bacardi Superior с Coca-Cola. А в 2010 году Martini предстал в виде Martini Soda (Martini Bianco и газированная вода). Еще одна новинка, относящаяся к прошлому году, – линейка готовых коктейлей Coppa. Внимание D+ они привлекли тем, что в их разработке участвовала группа барменов, которые помогали доводить вкус промышленного микса до оригинала. Вряд ли профессионалы запятнали бы собственное имя низкопробной продукцией, поэтому, думаю, эти RTD достойны активного спроса, тем более, что многие позиции линейки получили награды на престижном конкурсе (таблица). В результате совместной работы барменов с экспертами компании Toorank на британском рынке появилось 10 наименований напитка, среди которых Mai Tai, Cosmopolitan, Long Island Ice Tea, Mojito и др. Чтобы привлечь внимание к новинке, производитель, по аналогии со Smirnoff Perfect Pour, выпустил Coppa в сосуде в виде шейкера. К слову, упаковка подобных напитков – отдельная тема для обсуждения: алюминиевая банка, стеклянная бутылка – явление довольно распространенное, а вот бутылка алюминиевая, как у линейки коктейлей Jack Daniels, – новация. Еще более оригинальный подход проявил бренд Malibu. Его cocktails вышли в продажу в экологичных пакетах дой-пак.
Но вернемся к нашим САНам. У всех вышеперечисленных готовых к употреблению коктейлей есть три общие черты: бренд (за исключением Coppa), название и состав. Во-первых, на бутылку ставится уже раскрученный и известный во всем мире лейбл (например, Smirnoff). И если потребитель доверяет бренду, то он заранее подготовлен к высокому уровню качества нового продукта, а значит, такой напиток обречен на успех. Во-вторых, это уже не просто лимонад для взрослых с вычурным фантазийным названием (чем «болеют» многие ликеро-водочные и пивные заводы), а, как правило, имя, звучащее громко – всемирно известный коктейль (как Cosmopolitan или Mojito). Да и логика в этом имеется: если все знают, что ром Bacardi – практически синоним коктейля Mojito, то неудивительно, что однажды мир увидела бутылка Bacardi Mojito (или, точнее, ее увидел мир).
Возможно, покажусь кому-то излишне категоричной, но, как по мне, одно дело, когда на готовом к употреблению коктейле стоит логотип известной водки или рома, а другое, когда «Секс на пляже» или «Дайкири» вдруг берется выпускать местный ЛВЗ или пивкомбинат.  Разумеется,  логика последних понятна. Но остается проблема – состав этих коктейлей, рецептура которых, как правило, далека от одноименных оригиналов: вода, этиловый спирт, сахар или подсластители, искусственные добавки. При этом, замечу, производитель часто указывает, что его продукция не отличается ни по ингредиентам, ни по вкусу от аналогов, сделанных барменами вручную. Сравним с тем, что делают в баре: алкогольная основа (ром, текила, водка), свежевыжатый сок и лед. No comments. Крупные же производители, чьи напитки являются алкогольной базой для множества коктейлей, а их имена считаются синонимами качества, такие как Smirnoff, Stolichnaya и прочие известные бренды, в готовых коктейлях используют собственные алкогольные основы и натуральные компоненты. И это третья, объединяющая их всех черта. К примеру, серия Malibu Cocktails, включающая три позиции, имеет следующие составляющие: в Rum Punch входят: кокосовый ликер Malibu Coconut, ананас, банан, маракуйя и манго; в Caribbean Cosmo – Malibu Coconut, лайм, апельсин и клюква; Tropical Mojito содержит все тот же кокосовый ликер, манго, мяту и лайм. В рецептуре Bacardi Mojito присутствуют: белый ром Bacardi Superior, экстракт мяты и лайм. А Grand Cosmopolitan от Smirnoff  состоит из водки, Grand Marnier liqueur, клюквенного и лаймового соков.
Конечно, не все изготовители грешат «химическим» составом. К примеру, новозеландский производитель VnC Cocktails (к слову, создан специально для производства премиксов) выпускает свою линейку RTD из местной водки или премиальной текилы с добавлением натуральных компонентов.

Брендовые премиксы объединяет между собой, заодно и отличает от других, и позиционирование. Умильно звучит, согласитесь, когда изготовитель низкопробной продукции в своей рекламной кампании сообщает, что его САН для баров «мама родила». Мол, в момент большого наплыва посетителей эти готовые коктейли можно быстро налить из банки/бутылки и подать гостю (вспомним состав: вода, этиловый спирт, подсластители, искусственные добавки). Но не стоит тратить пыл (и бюджеты!): такие напитки никогда не станут клубным атрибутом. Не надо нанимать социологов, чтобы вычислить аудиторию таких алкопопсов. Достаточно постоять недолго в супермаркете или около любой торговой точки, где они продаются, чтобы убедиться: покупают их студенты (преимущественно, учащиеся техникумов и ПТУ), а также женщины (мужчины все же отдают предпочтение пиву) от 30 до 40 лет с низким уровнем дохода. То есть, слабоалкогольный напиток выступает в роли luxury-заменителя. По крайней мере, в нашей стране.
Другое дело, когда речь идет о САНах уровня Bacardi Pina Colada или Smirnoff Pomerganate Martini. Эти продукты известны благодаря в свое время мощно прорекламированному материнскому бренду, они на порядок дороже местечковых аналогов и действительно им место и в барах, и в клубах. При этом производители позиционируют их как альтернативу для домашних или выездных вечеринок на природе, а вовсе не как заменитель плодов труда бармена.
Если посмотреть на ассортимент RTD-коктейлей, то можно увидеть, что он дублирует стандартную коктейльную карту любого заведения. Помимо традиционных Mai Tai, Mojito, Cosmopolitan и Daiquiri, существуют их разновидности (как и в любом мало-мальски приличном баре). Например,  VnC Cocktails выпускает Mango Daiquiri, Strawberry Daiquiri, Pomegranate Cosmopolitan, Pacific Mai Tai и Vodka Mojito. А вариации Pernod Ricard – это Caribbean Cosmo и Tropical Mojito. Mojito интерпретировал и Bacardi. Одна из его версий состоит из лайма, мяты и малины. Помимо классики во всей ее красе и многообразии, нынче стали появляться напитки на основе тихого и игристого вина. И это логично: в барах же они тоже присутствуют. Из последних отечественных новинок: ТМ  Amore Cocktail с разными вкусами, представленный ведущим предприятием Украины – Крымской водочной компанией. Кстати, по данным от производителя, в составе напитка числится настоящее игристое вино.
Как видим, ассортимент САН практически неисчислим. И представлен во всех ценовых нишах: на любой вкус и кошелек. И тут, пожалуй, уместно напомнить поучительную ситуацию из анекдота: не стоит слушать арии Карузо в исполнении вашего соседа Петровича. Запомните: Карузо и Петрович – две разные звезды! Чтобы не случилось так, как с одной моей знакомой, которая впервые попробовала «Мохито» в виде ready-to-drink отечественного разлива. После чего долго не притрагивалась к коктейлям… А Карузо-то, реально, неплохо поет.

Валерия Суверток

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!