100 лет успешной работы на рынке стеклотары


В этом году Гостомельский стеклозавод, ныне входящий в группу Vetropack, отмечает свой 100-летний юбилей. Это старинное предприятие прошло достаточно тернистый путь, пережив исторические и экономические катаклизмы и в результате став ведущим производителем стекла на территории Украины.  Впрочем, с самого дня своего основания завод выделялся прогрессивным подходом. И на каждом этапе истории он удерживал позиции лидера, оснащенного передовой техникой и выпускающего продукцию, которая отличалась сложностью исполнения и великолепным качеством.

Началось все 29 сентября 1912 года, когда купец второй гильдии Шама Гершкович Гиберман получил разрешение  у киевского губернаторского правления на строительство завода в Гостомеле. Деревянное строение, отапливаемое дровами и торфом, – так тогда выглядела гута (старинное название небольших стекольных заводов. – Прим.ред.). Уже на том этапе здесь справлялись со сложными технологическими задачами, как, например, выпуском стекла для керосиновых ламп, что позволило заводу стать их основным поставщиком по всей Российской империи. Кроме того, здесь применяли ручной выдув, создавая широкий спектр изделий – от сложных, эксклюзивных сосудов до банок, графинов и аптечной посуды. Проработало предприятие недолго: в 1919 году, по известным историческим причинам, производство было остановлено. Но спустя 4 года его восстановили: нашлись энтузиасты, создавшие артель, и в 1923 году производство запустили вновь. А вскоре, как и все промышленные объекты в СССР, оно было национализировано.
Во время индустриализации 1930-х гг. произошла первая значительная модернизация завода (например, установлены полуавтоматические линии для производства бутылок объемом 0,25л). К полной автоматизации приступили в 1950-х: сначала новое оборудование, а также решение проблемы энергоснабжения и газификации. Улучшения поспособствовали тому, что уже  в 1960-х Гостомельский завод стал пионером на рынке парфюмерных флаконов СССР – более 90млн штук в год. Причем именно в продукцию этого предприятия разливали культовые советские ароматы – дорогостоящую и дефицитную «Красную Москву», демократичный и популярный «Тройной одеколон», а также другие менее известные парфюмы.


Потребности рынка в стеклотаре росли, и, чтобы соответствовать потребностям времени, необходимо было сделать следующий шаг навстречу прогрессу. С этим заданием успешно справился директор предприятия Виктор Ильич Рекунов, чью деятельность до сих пор уважительно называют «эпохой Рекунова». Благодаря его усилиям и при содействии института «ПівденДІПРОскло» была осуществлена масштабная реконструкция, длившаяся десять лет. За этот период завод, помимо прочего, получил семикилометровую железнодорожную колею, соединяющую предприятие со станцией Буча, что дало возможность привозить сырье прямиком на производство. Важно отметить, что на заводе не просто вносили технологические изменения в производственный процесс, но он всегда находился на шаг впереди от других предприятий, перманентно расширяя собственные возможности и ассортимент изготавливаемой продукции. Даже во время реконструкции производство не останавливалось, а, напротив, был освоен выпуск новой продукции: в 1979-м запустили изготовление сначала бесцветной, а после разноцветной полиэтиленовой пленки, а несколько позже – средства для снятия лака.


Реконструкция завершилась в 1985-м. К этому моменту предприятие оказалось одним из мощнейших в Советском Союзе, став практически монополистом в производстве флаконов для парфюмерии: так, в 1990-м их было выпущено 300млн штук, а это 45% от всех, изготовленных в СССР. Именно благодаря высококачественной парфюмерной таре и инновационным подходам к ее изготовлению Гостомельский стеклозавод получил первый международный контракт, прославившись своей продукцией за пределами страны. Во время перестройки московский кутюрье Слава Зайцев разработал авторскую туалетную воду «Маруся», которую стал выпускать косметический гигант L`Oreal. Французская компания  стала заказчиком Гостомельского стеклозавода, который наладил выпуск флакончиков для «Маруси», и ныне остающейся в списке известных всем женщинам мира эксклюзивных парфюмов. Так завод в очередной раз подтвердил свое лидерство в данном сегменте.


Развал Союза и изменение экономической модели в Украине, ставшей независимой, оказались тяжелым испытанием для предприятий: переход на рыночную экономику выдержали не все. Выжили только те, кто на тот момент имел современное оборудование. К счастью, Гостомельский стеклозавод находился на высоком технологическом уровне. Впрочем, и для него начало современной истории не было легким: в начале 90-х основной потребитель продукции завода – советская парфюмерия – практически перестала существовать. Но благодаря реформам В.И. Рекунова предприятие обладало современным оборудованием, позволившим сменить квалификацию. Как некогда завод был пионером в парфюмерном стекольном сегменте, так же в 90-х годах он стал первопроходцем на  рынке напитков: в 1992 году был заключен ставший знаковым договор с крупнейшим производителем PepsiCo на производство бутылок «Пепси», в которые разливались напитки для всего Советского Союза. А позже здесь была выдута и первая бутылка Coca-Cola для советского рынка. В 1993-м Гостомельский стеклозавод освоил производство медицинской тары, а в 1994-м – сделал шаг навстречу нынешней специализации, начав массовый выпуск бутылок для алкогольных и безалкогольных напитков. Кроме того, в 1990г. стеклозавод одним из первых в Украине стал арендуемым предприятием, а спустя три года получил статус открытого акционерного общества. В 2006г. предприятие, благодаря заработанной за десятилетия работы репутации, высокому профессионализму сотрудников и хорошему технологическому уровню, попало в «семью» крупного международного игрока – группу Vetropaсk и стало называться «Ветропак Гостомельский Стеклозавод». С вхождением в группу, завод и его мощности значительно выросли. Спустя год была построена и запущена в работу печь №83. Она наикрупнейшая в Украине и среди всех печей на предприятиях Vetropack. Ее мощность составляет 400т стекломассы в сутки. Предприятие перешло на систему управления SAP. В 2010г. была освоена технология NNPB (узкогорлое прессовыдувание). А спустя год установлена первая и единственная в Украине двенадцатисекционная трехкапельная стеклоформирующая машина.


Инновационный подход, которым предприятие отличалось на протяжении десятилетий работы, и сегодня помогает ему быть среди лидеров. Так, благодаря опыту перекраски печей завод выпускает стеклянные бутылки не только традиционных зеленого, коричневого и прозрачного цветов, но и оливковые, а также цвета «сухой лист», что открывает новые возможности для производителей напитков. Так что изделия АО «Ветропак». Гостомельский Стеклозавод» используют многие производители украинских и всемирно известных торговых марок. В их числе SUN InBev, Carlsberg, Heineken, SABMiller, «Оболонь», Nemiroff, «Хортиця», Henkell, Campari, Bagrationi, Wine Man, Inkerman, Oreanda, Coca-Cola, «Моршинська» и многие другие.
Все произошедшие на заводе изменения стали очередным витком в его развитии и подняли предприятие на новый уровень, позволив занять 27% стекольного рынка Украины: сегодня здесь выпускается 598млн бутылок в год.
Изделия Гостомельского стеклозавода сертифицированы в отечественной системе УкрСЕПРО и международной ISO 9001, что свидетельствует о том, что стеклотара из Гостомеля не уступает по качеству зарубежной продукции. Поэтому неудивительно, что  расширяется и экспортная программа. На данный момент продукцию Гостомеля импортируют Россия, Беларусь, Молдова, Литва, Грузия.
Дух инноваций, присущий заводу с момента основания в 1912 году, – это секрет успешности предприятия, которое во все времена не просто шло в ногу с прогрессом, но и на шаг опережало время.

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!