МРЦ – НЕ ПАНАЦЕЯ, НО ЛЕКАРСТВО


 

По планам Кабинета министров Украины, с февраля 2013 года минимальные оптовые цены на ординарные коньяки и бренди вырастут в среднем на 18-19%, а минимальные розничные  цены за бутылку  игристого и тихого вина будут не меньше 29,9 и 20,7 грн соответственно.

 

 

 

Практика использования минимальных розничных цен (МРЦ), которая применяется на нашем рынке с 2008 года, вызывает полярные отклики не только в обществе, но и в разных ведомствах, имеющих отношение к алкогольному рынку.  Одни говорят о пользе этого инструмента, другие о его изъянах (http://minfin.com.ua/2012/09/27/656863/). Думаю, что над этим стоит поразмышлять.  
Прежде всего, что принесли МРЦ потребителю?  С одной стороны, за продукт под названием «вино» он стал платить больше. С другой – лишняя гривня не потрачена впустую, покупатель приобретает действительно вино, а не суррогат, полученный всевозможными, зачастую  искусственными, способами.  Беглого взгляда на полки винных секций супермаркетов достаточно, чтобы понять, как поредели ряды вин в картонной упаковке и  сократилось представительство «шмурдяков» с яркими этикетками. А если наши наблюдения перенести из торговых центров в  сферу статистики, мы увидим:  в 2011 году первые строчки «лидеров рынка»  наконец покинули одиозные производители, о сырьевых и производственных базах которых никто ничего не знал. Иными словами, МРЦ сыграли свою роль по очищению рынка от фальсификата и заложили основу новым принципам конкуренции, где фактор качества не угнетается фактором цены.   
Эти меры  в реалиях украинской экономики стали ростком антидемпингового законодательства, существующего в Европе и США для борьбы с теневыми рынками, незаконным завоеванием сфер влияния и монополизации.  Философия МРТ базируется на очень простых и понятных каждому из нас аргументах. Взяли минимальную стоимость сырья, упаковки, труда, налогов  и логистики, необходимой для производства  одной бутылки вина. Получилось 20,7 гривени. Зафиксировали  уровень, ниже которого производитель не сможет опуститься без нарушений законодательства, технологий или правил импорта. Так появился нижний предел конкурентной цены. Он не мешает идти вперед, если производитель ставит перед собой задачу доминировать на рынке, но он удерживает от сползания в сторону серого рынка, где можно экономить на второсортном сырье, использовании контрабандных материалов, нелегальной рабочей силе и т.п.
Главный  и единственный аргумент противников МРЦ – «цены вырастут и народ потянется за алкоголем на черный рынок».
Прежде всего, давайте разделим алкогольный рынок на сегменты: водочный, коньячный и винный. Это разные напитки и разные культуры его потребления, сложившиеся в обществе. Если за дешевой водкой человек может пойти к самогонщику, то мотивы приобретения вина и коньяка другие. Они чаще связаны с домашним виноделием, традиционно распространенным в южных регионах страны. По оценкам разных экспертов и по моим личным наблюдениям, уровень домашнего виноделия и винокурения не зависит от цен на вино, водку и коньяк, если, конечно, речь не идет о чрезвычайных ситуациях, таких как период борьбы за трезвость 80-х  или экономическая разруха  начала 90-х годов. Человек делает вино и коньяк для нужд своей семьи и только излишки продает на сторону, правда, чаще всего с нарушениями законодательства. Но проблема  подпольных цехов, производящих фальсифицированный алкоголь, как факт криминальной ответственности, существовала всегда, даже при монополии  государства  царского периода и в период  социалистического хозяйствования.  Поэтому напрямую связывать МРЦ с нелегальным   производством алкоголя – все равно, что утверждать: контрабанду провоцируют таможенные пошлины.
Интересно, что Союз виноградарей и виноделов РФ предложил Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка установить минимальную розничную стоимость бутылки вина 0,7 литра в 110 рублей.  То есть, бутылка  тихого виноградного вина в российском ритейле, в пересчете на украинские деньги, будет стоить не менее 30 гривен, а бутылка игристого  и того больше.
Как видим, практика внедрения МРЦ оказалась эффективной не только на нашем рынке. Ведь выиграли все: потребители, получившие дополнительную меру защиты от поддельной и низкосортной продукции, и производители, которым уже не страшен демпинг фальсификаторов. Конечно,  МРЦ – не рецепт спасения всего украинского рынка вина. Но то, что их введение помогло решить целый ряд тактических задач, – факт бесспорный.

 


На сайте есть материалы запрещенные к просмотру лицам младше 18 лет!